Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по биологии

ЕГЭ 2013. Биология. Типовые тестовые задания / Г.А. Воронина, Г.С. Калинова

ЕГЭ 2013. Биология

Типовые тестовые задания ЕГЭ 2013 по биологии содержат 10 вариантов комплектов заданий, составленных с учетом всех особенностей и требований Единого государственного экзамена в 2013 году. Назначение пособия — предоставить читателям информацию о структуре и содержании контрольных измерительных материалов 2013 г. по биологии, их отличии от предшествующих лет, степени трудности заданий.
Авторы заданий — ведущие ученые, преподаватели и методисты, непосредственно разработавшие как демонстрационную версию, так и сами тесты ЕГЭ по биологии 2013 года.

В пособии даны ответы на все варианты тестов, кроме того, приведены образцы бланков, используемых на ЕГЭ для записи ответов и решений.
Пособие предназначено учителям для подготовки учащихся к экзамену по биологии, а также учащимся-старшеклассникам и абитуриентам — для самоподготовки и самоконтроля.

Введение...................................................................................................................................4
Инструкция по выполнению работы............................................................................................7
Вариант 1
Часть 1................................................................................................................................8
Часть 2.............................................................................................................................. 12
Часть 3.............................................................................................................................. 15
Вариант 2
Часть 1.............................................................................................................................. 17
Часть 2..............................................................................................................................22
Часть 3..............................................................................................................................24
Вариант 3
Часть 1..............................................................................................................................26
Часть 2.............................................................................................................................. 30
Часть 3.............................................................................................................................. 33
Вариант 4
Часть 1..............................................................................................................................35
Часть 2..............................................................................................................................40
Часть 3..............................................................................................................................42
Вариант 5
Часть 1..............................................................................................................................44
Часть 2..............................................................................................................................48
Часть 3.............................................................................................................................. 51
Вариант 6
Часть 1..............................................................................................................................52
Часть 2..............................................................................................................................57
Часть 3..............................................................................................................................59
Вариант 7
Часть 1..............................................................................................................................61
Часть 2..............................................................................................................................66
Часть 3..............................................................................................................................68
Вариант 8
Часть 1.............................................................................................................................. 70
Часть 2.............................................................................................................................. 75
Часть 3.............................................................................................................................. 77
Вариант 9
Часть 1.............................................................................................................................. 79
Часть 2..............................................................................................................................83
Часть 3..............................................................................................................................86
Вариант 10
Часть 1..............................................................................................................................87
Часть 2..............................................................................................................................91
Часть 3..............................................................................................................................94
Ответы
Ответы к варианту 1...........................................................................................................95
Ответы к варианту 2...........................................................................................................98
Ответы к варианту 3..........................................................................................................101
Ответы к варианту 4..........................................................................................................104
Ответы к варианту 5..........................................................................................................107
Ответы к варианту 6..........................................................................................................110
Ответы к варианту 7..........................................................................................................113
Ответы к варианту 8..........................................................................................................116
Ответы к варианту 9..........................................................................................................119
Ответы к варианту 10.........................................................................................................122

Предлагаемое пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам для подготовки к ЕГЭ 2013 по биологии. Экзамен по биологии относится к числу экзаменов, которые выпускник средней полной общеобразовательной школы сдает по выбору. ЕГЭ проводится с использованием заданий стандартизированной формы — контрольных измерительных материалов (КИМ), которые проверяют биологические знания за весь школьный курс с 5 по 11 классы.
Содержание проверки на Едином государственном экзамене составляют знания и умения по всем разделам школьного курса биологии. Они объединены в 7 содержательных блоков.
Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» включает материал о достижениях биологии, методах исследования, роли ученых в познании окружающего мира, об общих признаках биологических систем, основных уровнях организации живой природы, роли биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие знания о строении и функциях клетки, ее химической организации, гене и генетическом коде, метаболизме, многообразии клеток, их делении; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки; распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них.
Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует усвоение знаний о вирусах, об организменном уровне организации жизни, присущих ему закономерностях, о вредном влиянии мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки, защите среды от загрязнения мутагенами, наследственных болезнях человека, их причинах и профилактике, селекции организмов и биотехнологии; овладение умениями сравнивать биологические объекты, процессы, явления, применять знания биологической терминологии и символики при решении задач по генетике.
В четвертом блоке «Система и многообразие органического мира» проверяются знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы; умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определенному систематическому таксону, устанавливать причинно-следственные связи между строением и функцией органов и систем органов организмов разных царств, взаимосвязи организмов и среды обитания.
Пятый блок «Организм человека и его здоровье» выявляет уровень усвоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, лежащих в основе формирования гигиенических норм и правил здорового образа жизни, профилактики травм и заболеваний; овладения умениями обосновывать взаимосвязь органов и систем органов человека, особенности, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; делать вывод о роли нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности и особенностях высшей нервной деятельности человека.
В шестой блок «Эволюция живой природы» включены задания, направленные на контроль знаний о виде и его структуре, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира, этапах антропогенеза, биосоциальной природе человека; умений характеризовать критерии вида, причины и этапы эволюции, объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания.
Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности» составляют задания, направленные на проверку знаний об экологических закономерностях, цепях питания, круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды; объяснять причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды как основы устойчивого развития биосферы.
Значительное место в работе отводится контролю теоретических знаний, общебиологических закономерностей, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести теории: клеточную, хромосомную, эволюционную; законы наследственности и изменчивости; экологические закономерности развития биосферы. Из основной школы проверяется материал о классификации, строении, жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, их роли в природе и жизни человека. Кроме того, в тестовых заданиях проверяется материал практического характера, такой как последствия влияния деятельности человека на окружающую среду, соблюдение мер профилактики заболеваний и правил здорового образа жизни, норм поведения в природе и др.
Необходимо отметить, что разные типы заданий проверяют не только овладение выпускниками содержанием курса биологии, но и их биологическую грамотность и компетентность, умения применять полученные знания в новых нестандартных ситуациях.
В экзаменационной работе преобладают задания по разделу «Общая биология», поскольку в нем интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные в основной школе, рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести теории: клеточную, хромосомную, эволюционную, законы наследственности и изменчивости, экологические закономерности развития биосферы.
Содержание проверки не зависит от того, по какой программе и по какому учебнику ведется преподавание в школе, так как учебный материал не выходит за пределы требований, предъявляемых к содержанию школьного биологического образования. Каждый вариант работы включает 50 заданий различного уровня сложности: базового — 26, повышенного — 19, высокого — 5. Задания в работе располагаются в порядке нарастания их сложности.
Экзаменационная работа состоит из трех частей. Часть 1 (А) включает 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, из них 26 — базового и 10 — повышенного уровня. Задания А36 предусматривают выбор верного (неверного) суждения. Они контролируют знания общебиологических закономерностей, умения анализировать, сравнивать и определять правильные суждения. Необходимо иметь в виду, что в задании может быть одно или два верных суждения, или одно или два неверных суждения. Часть 2 (В) — 8 заданий повышенного уровня: 3 — с выбором нескольких верных ответов из шести, 4 — на установление соответствия между биологическими объектами, процессами и явлениями, 1 — на определение последовательности явлений и процессов. Часть 3 (С) состоит из 6 заданий со свободным развернутым ответом: 1 — повышенного и 5 — высокого уровня. Все задания части 3 (С) контролируют умения учащихся самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, использовать их для формулирования вывода, обобщения. В части 3 (С) выделены следующие линии: С1 — практико-ориентированные задания, С2 — задания на работу с текстом или рисунком, СЗ — задания на проверку уровня освоения материала по основной школе, С4 — задания по эволюции и экологии, С5 — решение задач по цитологии, С6 — решение задач по генетике. В линию заданий С5 включен новый тип задач на определение хромосомного набора в половых и соматических клетках организмов, хромосомного набора и числа молекул ДНК в разных фазах митоза и мейоза.
В заданиях линии С6 при решении генетических задач требуется объяснить полученные результаты и указать закон, который проявляется в конкретном случае.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
При оценивании работы, прежде всего, учитывается степень трудности задания.
Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровня части 1 (А) оценивается одним баллом. Задания части 2 (В) оцениваются от нуля до двух баллов. Задание части 3 С1 повышенного уровня оценивается от нуля до двух баллов, С2-С6 высокого уровня — от нуля до трех баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.
Максимальное число баллов за всю работу — 69.
Ответы на задания части 1 (А) и части 2 (В) автоматически обрабатываются после сканирования бланков ответов №1 и проверяются с помощью компьютера.
Ответы на задания части 3 (С) проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят методисты, опытные учителя биологии, преподаватели вузов. Оценка заданий части 3 проводится путем сопоставления работы экзаменуемого с эталоном ответа. При этом учитывается правильность ответов (наличие или отсутствие биологических ошибок), их полнота. При выполнении заданий со свободным ответом следует обращать внимание на указания: «Объясните полученные результаты» или «Ответ поясните». Отсутствие пояснений в ответе снижает его качество и соответственно понижает баллы.
Баллы, которые фиксируются в свидетельстве о результатах ЕГЭ для поступления в ссузы и вузы, подсчитываются по 100-балльной шкале на основе анализа результатов выполнения всех заданий работы.
В свидетельство выставляются результаты ЕГЭ по биологии при условии, если выпускник набрал количество баллов не ниже минимального. В 2012 г.г. минимальное количество баллов ЕГЭ по биологии составило 36 тестовых или 17 первичных баллов. Минимальная граница ЕГЭ— минимальное количество баллов, на основании которого принимается решение о выдаче свидетельств.
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут), из которых примерно 1/3 времени — на выполнение первой части работы, 2/3 времени — на выполнение более сложных второй и третьей части.
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий:
1) для каждого задания части 1 (А) — 1-2 минуты;
2) для каждого задания части 2 (В) — до 5 минут;
3) для каждого задания части 3 (С) — 10-20 минут.
Предлагаемое пособие включает 10 вариантов экзаменационной работы с ответами в формате ЕГЭ 2013 по биологии. Работа с вариантами экзаменационных тестовых заданий даст возможность лучше подготовиться школьникам к итоговой аттестации и набрать наибольшее количество баллов на экзамене.

Для подготовки к итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) следует ознакомиться с содержанием предстоящей проверки знаний, т.е. перечнем тем, которые включены в измерительные материалы. Это темы: многообразие живых организмов (растения, животные, грибы, бактерии, вирусы), человек и его здоровье, общие биологические закономерности. Необходимо повторить материал, обращая особое внимание на вопросы, вызывающие затруднения. Отметим, что объективную трудность для восприятия представляют такие темы, как характеристика систематических категорий организмов, нейрогуморальная регуляция и функционирование анализаторов человека, биохимический состав клетки, цитологические основы наследственности и изменчивости.
Для закрепления изученного материала желательно использовать формы тестовых заданий, предлагающиеся в вариантах ЕГЭ: выбор одного верного ответа, множественный выбор, задания на соответствия и установление последовательности, задания, предусматривающие свободный ответ. Задания ЕГЭ проверяют не только знания, но и умения, сформированные в процессе изучения курса биологии: сравнить, анализировать, характеризовать, доказывать, выбирать главное и др.
Выполнять тестовые задания можно отдельными линиями или целым вариантом. При этом нужно уложиться в отведенное для экзамена время— три часа. Поэтому следует решать задания последовательно, сосредоточенно вчитываться в текст и давать обдуманный ответ, заносить ответ в бланк в соответствующей форме. Тренировочные варианты окажут помощь в подготовке к предстоящему экзамену.

Для выполнения экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий.
Часть 1 содержит 36 заданий (А1-А36). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.
Часть 2 содержит 8 заданий (В1-В8): 3 — с выбором трех верных ответов из шести, 4 — на соответствие, 1 — на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
Часть 3 содержит 6 заданий с развернутым ответом (С1-С6).
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ 2013



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Биология ЕГЭ 2013. Биология. Типовые тестовые задания / Г.А. Воронина, Г.С. Калинова