Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по физике

ЕГЭ 2015 по физике: рекомендации по подготовке / М.Ю. Демидова

( 4 Голоса (ов) ) 

ЕГЭ 2015 по физике, рекомендации по подготовке

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ 2015 по физике, на основе результатов 14-го года 

Контрольные измерительные материалы ЕГЭ по физике предназначены для оценки уровня освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни). Поскольку в основе конструирования КИМ по физике лежит требование обеспечения содержательной валидности, то каждый вариант направлен на проверку всех содержательных разделов школьного курса физики: механики, МТК и термодинамики, электродинамики и квантовой физики.

При этом наиболее важные содержательные элементы проверяются заданиями разного уровня сложности, а общее число заданий по каждому разделу в целом пропорционально его содержательному наполнению и времени, отводимому на его изучение в школьном курсе.

Каждый вариант экзаменационной работы 2014 г. состоял из трех частей и включал 35 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержала 21 задание с выбором ответа; часть 2 – 4 задания, к которым требовалось дать краткий ответ в виде последовательности цифр. Часть 3 состояла из 10 заданий, объединенных общим видом деятельности – решение задач, из них 4 задания с выбором одного верного ответа и 6 заданий, для которых необходимо было привести развернутый ответ.

Структура работы обеспечивала проверку следующих видов деятельности: владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики (понимание смысла физических понятий, явлений, моделей, величин, законов); освоение основ знаний о методах научного познания; решение задач различного типа и уровня сложности. Овладение умениями по работе с информацией физического содержания проверялось опосредованно при использовании различных способов представления информации в текстах заданий или дистракторах (графики, таблицы, схемы и схематические рисунки). В экзаменационной работе использовались задания на основе фотографий или рисунков физических опытов, которые диагностируют овладение частью экспериментальных умений.

Большинство заданий с выбором ответа, а также задания на установление соответствия проверяли овладение основным понятийным аппаратом школьного курса физики. Два последних задания в части 1 работы были направлены на проверку различных методологических умений.

Наиболее важным видом деятельности с точки зрения успешного продолжения образования в вузе является решение задач. Каждый вариант включает задачи по всем разделам разного уровня сложности, позволяющие проверить умение применять физические законы и формулы как в типовых учебных ситуациях, так и в нетрадиционных ситуациях, требующих проявления достаточно высокой степени самостоятельности при комбинировании известных алгоритмов действий или создании собственного плана выполнения задания.

Единый государственный экзамен по физике является экзаменом по выбору выпускников и предназначен для дифференциации его участников при поступлении в организации высшего образования. Для этих целей в экзаменационную работу включены задания трех уровней сложности. Задания базового уровня входили как в часть 1 работы (20 заданий с выбором ответа), так и в часть 2 (2 задания с кратким ответом). Задания повышенного уровня были распределены между всеми частями экзаменационной работы: 2 задания с кратким ответом в части 2, 5 заданий с выбором ответа и 1 задание с развернутым ответом в части 3. 5 заданий части 3 являлись заданиями высокого уровня сложности и проверяли умение использовать законы и теории физики в измененной или новой ситуации.

Модель КИМ ЕГЭ по физике в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом осталась без принципиальных изменений. Однако процесс совершенствования контрольных измерительных материалов затронул следующие аспекты.

  1. Были усовершенствованы критерии оценивания заданий с развернутым ответом.
  2. В вариантах была увеличена доля заданий, проверяющих особенности различных физических явлений, за счет вопросов, касающихся применения формул и законов в рамках простых ситуаций расчетного характера.
  3. В рамках проверки методологических умений была увеличена доля заданий, проверяющих умение интерпретировать результаты различных опытов на основе экспериментальных данных: таблиц или графиков зависимостей величин, построенных с учетом абсолютных погрешностей измерений.

Максимальный первичный балл за выполнение всех заданий экзаменационной работы (51 балл) и общее время выполнения работы (235 минут) не изменились.

Анализируя выполнение заданий ЕГЭ по физике текущего года, можно говорить об основных результатах по видам деятельности: овладение основным понятийным аппаратом школьного курса физики, освоение методологических умений и решение задач.

Освоение понятийного аппарата проверялось в КИМ ЕГЭ заданиями с выбором ответа части 1 работы и заданиями с кратким ответом части 2. Рассмотрим результаты выполнения заданий, направленных на оценку трех групп умений:

  • анализ физических явлений и описание процессов с использованием физических величин;
  • понимание смысла физических величин и законов, основных физических принципов и постулатов;
  • понимание смысла физических моделей.

В каждом экзаменационном варианте часть заданий базового уровня с выбором ответа и 2 задания с кратким ответом проверяли усвоение различных физических явлений и процессов. При этом небольшая часть заданий была ориентирована на узнавание явлений или условий их протеканий, а большинство заданий - на объяснение явлений и анализ физических процессов на основании имеющихся теоретических знаний.

Наиболее высокие результаты получены для заданий с выбором ответа, оценивающих взаимодействие постоянных магнитов (71%), узнавание явлений дисперсии и дифракции (85%) и явлений плавления, кипения и кристаллизации (78%), изображение в плоском зеркале (85%) и изображение в линзах (82%). В последнем случае у выпускников возникали затруднения, если, кроме определения положения изображения, необходимо было вычислить оптическую силу линзы (49% выполнения - см. пример 1).


Пример 1

На рисунке показан ход двух лучей от точечного источника света А через тонкую линзу.

ЕГЭ 2015 по физике, пример 1

Какова приблизительно оптическая сила этой линзы?

1) 17 дптр 2) 20 дптр 3) 14 дптр 4) 33 дптр

Ответ: 4

Несколько ниже оказались результаты заданий, в которых нужно было вычленить верное описание различных свойств явлений:

  • диффузия и броуновское движение (54%);
  • кристаллизация и плавление (62%);
  • влажность воздуха (64%);
  • интерференция света (55%).

Наиболее сложными стали задания, в которых нужно было соотнести описание реального процесса с одним из изопроцессов в газах (см. пример 2).


Пример 2

Рекомендации к ЕГЭ 2015 по физике, пример 2В герметично закрытый пакет из-под сока вставлена изогнутая трубочка для коктейля (см. рисунок), внутри которой находится небольшой столбик сока. Если обхватить пакет руками и нагревать его, не оказывая на него давления, столбик сока начинает двигаться вправо к открытому концу трубочки. Какой процесс происходит с воздухом в пакете?

1) изохорное нагревание

2) изобарное расширение

3) изотермическое расширение

4) адиабатное сжатие

Ответ: 2

С этим заданием справились лишь 42% участников экзамена. Очевидно, анализ реальных жизненных ситуаций необходимо чаще включать в учебный процесс.

Задания с кратким ответом были направлены на проверку умения применять физические величины для анализа различных физических процессов. Как правило, использовались типовые учебные ситуации, для которых необходимо было определить характер изменения трех различных физических величин. Ниже перечислены результаты выполнения таких заданий в зависимости от рассматриваемого процесса (средний процент тестируемых, набравших за задание 2 балла):

  • движение тела, брошенного горизонтально - 33%;
  • движение тела по наклонной плоскости - 20%;
  • изопроцессы, процессы в газах - 48%;
  • зарядка конденсатора, подключенного к источнику тока - 18%;
  • дифракция света - 10%;
  • явление фотоэффекта - 18%;
  • ядерные реакции - 38%.

Для всех этих заданий характерен невысокий процент полностью верного выполнения. Однако для группы экзаменуемых со средним уровнем подготовки отмечается достаточно высокий процент получения 1 балла при частично верном ответе. В качестве примера рассмотрим приведенное ниже задание.


Пример 3

Объём сосуда с идеальным газом увеличили вдвое, выпустив половину газа и поддерживая температуру в сосуде постоянной. Как изменились при этом давление газа в сосуде, его плотность и внутренняя энергия? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличилась

2) уменьшилась

3) не изменилась

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Давление газа в сосуде

Плотность газа в сосуде

Внутренняя энергия газа в сосуде

2

2

2

При выполнении этого задания 51% участников экзамена правильно указали характер изменения давления и плотности газа. Трудности оказались связаны с характером изменения внутренней энергии. Лишь 17% выпускников указали на уменьшение внутренней энергии в связи с уменьшением количества вещества. Остальные же, опираясь на постоянство температуры, указали и на неизменность внутренней энергии.

Если сравнивать реальные результаты выполнения заданий с кратким ответом на анализ изменения физических величин в различных процессах с экспертной трудностью, то наибольший «отрыв» в сторону более низких результатов отмечается для заданий на фотоэффект. Пример одного из таких заданий приведен ниже.


Пример 4

При исследовании зависимости кинетической энергии фотоэлектронов от частоты падающего света фотоэлемент освещался через светофильтры. В первой серии опытов использовался светофильтр, пропускающий только синий свет, а во второй – только зелёный. В каждом опыте наблюдали явление фотоэффекта и измеряли напряжение запирания. Как изменятся частота световой волны, напряжение запирания и работа выхода при переходе от первой серии опытов ко второй? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

1) увеличится

2) уменьшится

3) не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждого ответа. Цифры в ответе могут повторяться.

Частота волны света, падающего на фотоэлемент

Напряжение запирания

Работа выхода

2

2

3

В этом задании лишь четверть тестируемых верно указали изменения всех трех величин: уменьшение частоты света и напряжения запирания, а также неизменность для материала работы выхода. Почти 10% ошиблись при определении изменения частоты света, верно определив для этого случая изменения остальных величин. Еще 17% получили по 1 баллу, сделав ошибку при определении характера изменения напряжения запирания.

Значительная часть заданий с выбором ответа и 2 задания с кратким ответом в каждом варианте были направлены на проверку понимания смысла физических величин и законов. Модели заданий подбирались таким образом, чтобы осуществить диагностику усвоения этих содержательных элементов на уровне как простого узнавания формул, так и применения их при расчетах в простых учебных ситуациях. Среди заданий с выбором ответа можно выделить три основные группы:

  • проверка понимания формулы или закона с использованием простейших расчетов;
  • проверка понимания формулы и закона с использованием графиков;
  • определение направления или значения величины с использованием схематических рисунков.

Для первой группы высокие результаты, демонстрирующие освоение соответствующих элементов содержания, отмечены для групп заданий, проверяющих следующие формулы и законы: ускорение - 88% выполнения; законы Ньютона - 74%; сила упругости, сила трения - 72%; кинетическая и потенциальные энергии - 84%; средняя кинетическая энергия теплового движения частиц - 68%; закон всемирного тяготения - 60%; уравнение состояния идеального газа - 66%; внутренняя энергия идеального газа - 69%; закон Кулона - 71%; закон Ома для участка и для полной цепи -80%; магнитный поток - 69%; период и частота колебаний в колебательном контуре -69%. Ниже приведен пример задания на проверку закона Ома для полной цепи, с которым справились 81% участников экзамена.

...



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Физика ЕГЭ 2015 по физике: рекомендации по подготовке / М.Ю. Демидова