Подготовка к ЕГЭ по химии

ЕГЭ-2012. Химия : актив-тренинг : решение заданий А, В, С / под ред. А. А. Кавериной

ЕГЭ 2012. Химия

В актив-тренинге ЕГЭ по химии предлагаются уникальные материалы от разработчиков контрольно-измерительных материалов: всесторонняя характеристика ЕГЭ по предмету; описание всех типов заданий с примерами; рекомендации по выполнению частей 1, 2, 3; правила оформления ответов, критерии оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом; задания с комментариями и решениями; задания для самостоятельной тренировки с ответами и другие материалы.
Тренировочные задания по всем темам ЕГЭ включают:
• задания с комментариями и решениями — для эффективного обучения;
• 287 заданий для  самостоятельной работы  — для  интенсивной тренировки и самопроверки;
• ответы на задания.

Учащимся — для углубленной подготовки к ЕГЭ; интенсивной тренировки и самопроверки. Учителям, репетиторам — для эффективного обучения учащихся и подготовки к ЕГЭ.
Авторский   коллектив: Д. Ю. Добротин, А. А. Каверина, М. Г. Снастина

Предисловие  ..............................................................................5
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
2012 ГОДА ПО ХИМИИ: ЧТО НУЖНО О НЕМ ЗНАТЬ   ...............7
Цель и особенности ЕГЭ по химии ..............................................7
Что проверяет экзаменационная работа   .......................................7
Особенности структуры и содержания экзаменационной работы  ....9
Характеристика заданий различного типа   .................................10
Задания с выбором ответа ......................................................10
Задания с кратким ответом   ...................................................21
Задания с развернутым ответом   .............................................31
Как правильно записать ответ на выполненное задание ..............34
Оценивание выполнения отдельных заданий
и работы в целом   ....................................................................40
ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ   .....................41
Строение атома. Периодический закон и периодическая
система химических элементов Д.И. Менделеева   .......................41
Задания с комментариями и решениями .................................41
Задания для самостоятельной работы   .....................................47
Химическая связки строение вещества   ....................................49
Задания с комментариями и решениями .................................49
Задания для самостоятельной работы   .....................................53
Неорганические вещества, их свойства   .....................................55
Задания с комментариями и решениями .................................55
Задания для самостоятельной работы   .....................................72
Органические вещества, их свойства .........................................79
Задания с комментариями и решениями .................................79
Задания для самостоятельной работы.....................................94
Закономерности протекания химических реакций ....................115
Задания с комментариями и решениями ............................... 115
Задания для самостоятельной работы   ................................... 117
Реакции в водных растворах электролитов   .............................123
Задания с комментариями и решениями ...............................123
Задания для самостоятельной работы................................... 127
Реакции окислительно-восстановительные.
Электролиз растворов и расплавов солей  ................................135
Задания с комментариями и решениями ...............................135
Задания для самостоятельной работы   ...................................142
Методы познания в химии. Химия и жизнь ............................145
Задания с комментариями и решениями ...............................145
Задания для самостоятельной работы   ...................................148
Способы промышленного получения важнейших
неорганических и органических веществ .................................150
Задания с комментариями и решениями...............................150
Задания для самостоятельной работы   ................................... 153
Расчеты по химическим уравнениям .......................................156
Задания с комментариями и решениями ...............................156
Задания для самостоятельной работы   ...................................166
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ......................................172
Приложение. План экзаменационной работы
Единого государственного экзамена 2012 года по химии ...........197

Уважаемые старшеклассники!
Авторы этой книги свою задачу видели в том, чтобы возможно полнее проинформировать вас о Едином государственном экзамене по химии, а также показать, в чем должна заключаться подготовка к нему.
Для начала каждому из вас будет полезно ознакомиться с особенностями самого ЕГЭ по химии и порядком его проведения, с содержанием и структурой экзаменационной работы, типами проверочных заданий и способами их выполнения, с системой оценивания отдельных заданий и работы в целом, с правилами оформления работы и другими важными вопросами. На все эти вопросы вы найдете ответы в первой части книги. Эта информация, несомненно, сослужит вам пользу, когда вы приступите к повторению, систематизации и обобщению изученного материала.
Перейдем далее к обсуждению вопроса о том, как можно наиболее эффективно организовать свою работу при подготовке к экзамену.
Главной задачей подготовки к ЕГЭ является приведение полученных знаний в систему. Перед тем как вы приступите к этой серьезной работе, мы очень вам рекомендуем внимательно изучить всю имеющуюся в книге информацию о том, усвоение каких понятий, общих закономерностей, какого теоретического и фактологического материала будет обязательно проверяться на экзамене. Ознакомившись с этой информацией, вы сможете правильно спланировать свою работу по повторению материала. При этом не надо стремиться сразу повторить большой его объем. Гораздо лучше систематизировать знания постепенно, выделяя в содержании каждого раздела (темы) курса главное и устанавливая причинно-следственные связи между отдельными элементами знаний.
При повторении материала советуем обращать внимание на то, насколько вы умеете:
• правильно записывать химические формулы как молекулярные, так и структурные;
• давать названия веществам, применяя знания систематической номенклатуры;
• составлять электронные конфигурации атомов химических элементов первых четырех периодов;
• определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях;
• устанавливать вид химической связи и тип кристаллической решетки в веществах;
• составлять молекулярные и ионные уравнения реакций;
• классифицировать химические реакции, объяснять сущность реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных;
• проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
• осуществлять перенос усвоенного алгоритма действий в новые ситуации.
Другой важной задачей для вас является проверка своей готовности к экзамену. В этих целях вы можете обратиться к различным типам заданий, содержащимся в достаточном количестве во второй части книги. Ко многим из них даны комментарии — описание того, какие вопросы могут возникнуть при выполнении конкретного задания, какой теоретический материал служит основой для ответов на эти вопросы, какие действия и в какой последовательности следует осуществить при выполнении задания и т.д. В книге также присутствуют задания для самостоятельной работы, аналогичные тем заданиям, которые используются при проведении ЕГЭ. Их выполнение будет являться для вас одним из способов закрепления, систематизации и обобщения знаний. В случае, если какие-либо задания для самостоятельной работы окажутся для вас затруднительными, советуем вновь обратиться к комментариям и способам решения типовых заданий. Это важно еще и для того, чтобы вы убедились в объективности проверки своих знаний.
Готовьтесь к экзамену по школьным учебникам, имеющим гриф Министерства образования и науки РФ. В целях тренировки можно использовать открытый сегмент Федерального банка тестовых материалов, размещенный на сайте ФИПИ (www.fipi.ru), а также учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ.
Желаем успехов в работе!

В нормативных документах, которые определяют цели и порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников XI классов, отмечено, что Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по основным предметам, по химии в том числе, является формой государственного контроля и оценки качества подготовки выпускников. Единый государственный экзамен по химии является экзаменом по выбору учащихся.
Цель и особенности ЕГЭ по химии
ЕГЭ по химии выявляет, в какой мере экзаменуемые овладели системой знаний о неорганических и органических веществах, их составе, строении и свойствах; о химической реакции, сущности и закономерностях протекания реакций различного типа; о практическом использовании веществ и методах познания химических объектов.
Эта система знаний как основа содержания курса химии для средней (полной) школы представлена во всех действующих учебниках химии.
ЕГЭ по химии проводится с использованием контрольных измерительных материалов (КИМ) — проверочных заданий, которые стандартизированы по форме предъявления условия и виду требуемого ответа, по степени сложности и способам оценки их выполнения. Упорядоченный набор этих заданий представлен в вариантах экзаменационной работы. Каждый вариант построен по единому плану, включает указания по выполнению работы в целом, ее частей и отдельных заданий.

Что проверяет экзаменационная работа
Содержание экзамена по химии определяет основной документ ЕГЭ — «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году Еди-
ного государственного экзамена по химии», который опубликован на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) — www.fipi.ru.
В кодификаторе приведен систематизированный перечень элементов содержания основных разделов курса химии, освоение которых проверяется на экзамене. Общее число проверяемых элементов содержания — 56. В кодификаторе они сгруппированы по четырем блокам: «Теоретические основы химии», «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Методы познания в химии. Химия и жизнь».
В структуре первого и четвертого блоков выделены содержательные линии, которые включают отдельный перечень элементов содержания.
Так, в блок «Теоретические основы химии» включены следующие содержательные линии: 1) «Современные представления о строении атома»; 2) «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»; 3) «Химическая связь и строение вещества»; 4) «Химическая реакция».
Общее число проверяемых элементов содержания этого блока равно 18, из них 10 приходится на раздел «Химическая реакция».
В их числе следующие элементы содержания:
•  Классификация химических реакций в неорганической и органической химии;
•  Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения;
•  Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов;
•  Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов;
•  Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты;
•  Реакции ионного обмена;
•  Гидролиз солей. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная;
•  Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее;
•  Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот);
•  Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии.
Блок «Методы познания в химии. Химия и жизнь» включает три содержательные линии: 1) «Экспериментальные основы химии», 2) «Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ», 3) «Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций».
На последний раздел этого блока приходится наибольшее число (9 из 21) проверяемых элементов содержания. Это все типы расчетных задач, которые рассматриваются при изучении химии как на базовом, так и на профильном уровнях.
Основное содержание блоков «Неорганическая химия» и «Органическая химия» составляют характерные химические свойства и способы получения веществ, принадлежащих к различным классам неорганических и органических соединений. В блоке «Неорганическая химия» 8 проверяемых элементов содержания, в блоке «Органическая химия» — 9.

Особенности структуры и содержания экзаменационной работы
Вопрос о структуре и содержании экзаменационной работы заслуживает отдельного внимания.
Прежде всего, заметим, что в каждом варианте экзаменационной работы выделены три части (1, 2 и 3), по которым распределены 43 задания. Часть 1 содержит 28 заданий с выбором ответа (базового уровня сложности); часть 2 — 10 заданий с кратким ответом (повышенного уровня сложности); часть 3 — 5 заданий с развернутым ответом (высокого уровня сложности). Важно помнить, что все эти задания построены на материале следующих разделов (тем) курса химии:
•  Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь. Строение вещества.
• Классификация неорганических веществ. Характерные химические свойства простых веществ — металлов и неметаллов, важнейших классов неорганических веществ.
• Теория строения органических соединений. Классификация и номенклатура органических веществ. Химические свойства органических веществ.
• Химическая реакция. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Закономерности протекания химических реакций. Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена. Реакции окислительно-восстановительные. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот).
• Методы познания веществ и химических реакций. Применение веществ.
Задания экзаменационной работы (во всей своей совокупности) проверяют, в какой мере выпускники овладели системой знаний, составляющей основу школьного курса химии. Или, иными словами, они проверяют, насколько выпускники умеют: классифицировать изученные вещества и химические реакции; определять степень окисления химических элементов, вид химической связи в соединениях, окислитель и восстановитель; объяснять взаимосвязь состава, строения и свойств веществ, сущность изученных видов химических реакций, влияние различных факторов на скорость химической реакции и смещение химического равновесия; проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям реакций и т.п.
Кроме того, задания позволяют установить, на каком уровне — базовом (задания с выбором ответа) или профильном (задания с кратким и развернутым ответами) — выпускник овладел материалом курса.

ЕГЭ по химии



Предыдущие статьи:

Следующие статьи: