Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по обществозаннию

ЕГЭ 2015, обществознание. Типовые варианты заданий для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, С.В. Шевченко

( 13 Голоса (ов) ) 

ЕГЭ по обществознанию, Типовые варианты заданий

Учебное пособие "ЕГЭ-2015 : Обществознание : Самое полное издание типовых вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ", под редакцией П.А. Баранова, содержит:

  • 10 вариантов, в формате ЕГЭ 2015 года;
  • Инструкцию по выполнению работы;
  • Ответы к заданиям;
  • Рекомендации для написания эссе; 
  • Бланки ответов.

Значительный по объёму банк экзаменационных материалов (200 заданий части 1, 80 — части 2, 90 — части 3) предоставляет отличную возможность для интенсивной тренировки и овладения необходимыми для успешной сдачи ЕГЭ знаниями, умениями и навыками.

Вниманию школьников и абитуриентов предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 10 типовых вариантов экзаменационных работ по обществознанию.

Каждый вариант составлен в полном соответствии с требованиями ЕГЭ, включает задания разных типов и уровня сложности по всем базовым наукам, на основе которых формируется курс обществознания: философии, экономике, социологии, социальной психологии, политологии, правоведению.

В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания частей 1 и 2, основное содержание ответов на задания части 3 и рекомендации для написания эссе.


Авторы:
П.А. Баранов, С.В. Шевченко, под ред. Баранова Пётра Анатольевича


Предисловие........................ 4
Инструкция по выполнению
экзаменационной работы............... 8
Вариант 1.......................... 9
Вариант 2.......................... 16
Вариант 3.......................... 23
Вариант 4.......................... 30
Вариант 5.......................... 37
Вариант 6........................... 44
Вариант 7........................... 51
Вариант 8........................... 58
Вариант 9........................... 65
Вариант 10.......................... 72
Ответы..............................359
Образцы экзаменационных бланков .... 438

Экзаменационная работа включает 37 заданий, относящихся ко всем пяти содержательным блокам-модулям школьного курса обществознания: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения », « Политика », « Право ».

Экзаменационная работа по обществознанию состоит из трёх частей, которые различаются по проверяемому содержанию, уровню сложности (базовый (Б), повышенный (П), высокий (В)) и количеству заданий. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базового, предполагают, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность. Определяющим признаком для каждой части работы является тип заданий: с выбором ответа (А), кратким ответом (В), развёрнутым ответом (С).

Часть 1

Первая часть работы включает 20 заданий с выбором ответа (А): экзаменуемый выбирает один верный ответ из четырёх предложенных вариантов.

Задания с выбором ответа (А) имеют две разновидности: 1) задания, состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа к нему, из которых требуется выбрать один правильный; 2) задания, предлагающие для анализа два суждения (А; Б) и требующие выбора одной из четырёх предложенных оценок: верно только А; верно только Б; верны оба суждения; оба суждения неверны.

Во всех вариантах работы задания данной части (А1 — А20), проверяющие элементы содержания одного и того же блока-модуля, находятся под одинаковыми номерами.

Обозначение заданий части 1

Проверяемые содержательные блоки-модули курса обществознания и их элементы

Уровень сложности

Максимальный балл

A1—А4 А1

Человек и общество

Системное строение общества; основные институты общества; понятие общественного прогресса; многовариантность общественного развития (типы обществ); угрозы XXI века (глобальные проблемы).

Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции); мировоззрение; мышление и деятельность; потребности и интересы; свобода и необходимость

Б

1

А2

Виды знаний; понятие истины, её критерии; понятие культуры, формы и разновидности культуры; наука; основные особенности научного мышления; естественные и социально-гуманитарные науки; образование, его значение для личности и общества; религия; искусство; мораль

Б

1

A3

Задание на обращение к социальным реалиям

Б

1

А4

Задание на анализ двух суждений

П

1

А5—А9 А5

Экономика

Экономика и экономическая наука; экономические системы; рынок и рыночный механизм; спрос и предложение; экономический рост и развитие; понятие ВВП; рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

Б

1

А6

Факторы производства и факторные доходы; постоянные и переменные затраты; рынок труда; безработица; роль государства в экономике

Б

1

А7

Финансовые институты; банковская система; основные источники финансирования бизнеса; ценные бумаги; виды, причины и последствия инфляции; налоги; государственный бюджет; мировая экономика

Б

1

А8

Задание на обращение к социальным реалиям и графической информации

П

1

А9

Задание на анализ двух суждений

П

1

А10—А12 А10

Социальные отношения

Социальная стратификация и мобильность; молодёжь как социальная группа; этнические общности; социальный конфликт; межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения; конституционные принципы (основы) национальной политики в России; виды социальных норм; социальный контроль; свобода и ответственность; отклоняющееся поведение и его типы; социальная роль; социализация индивида; семья и брак

Б

1

А11

Задание на обращение к социальным реалиям

Б

1

А12

Задание на анализ двух суждений

П

1

А13—А16 А13

Политика

Понятие власти; государство, его функции; политическая система; средства массовой информации в политической системе; органы государственной власти РФ; федеративное устройство России

Б

1

А14

Типология политических режимов; демократия, её основные ценности и признаки; гражданское общество и государство; политическая элита; политические партии и движения; избирательная кампания в России; политический процесс; политическое участие; политическое лидерство

Б

1

А15

Задание на обращение к социальным реалиям

Б

1

А16

Задание на анализ двух суждений

П

1

А17—А20 А17

Право

Право в системе социальных норм; система российского права; понятие и виды юридической ответственности; Конституция Российской Федерации; основы конституционного строя РФ; законодательство РФ о выборах; законотворческий процесс в России; Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени); право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты; гражданство РФ

Б

1

А18

Субъекты гражданского права; организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права; порядок приёма на работу; порядок заключения и расторжения трудового договора; правовое регулирование отношений супругов; порядок и условия заключения и расторжения брака; особенности админстратив-ной юрисдикции; споры, порядок их рассмотрения; основные правила и принципы гражданского процесса; особенности уголовного процесса; воинская обязанность, альтернативная гражданская служба; права и обязанности налогоплательщика; правоохранительные органы; судебная система

Б

1

А19

Задание на обращение к социальным реалиям

Б

1

А20

Задание на анализ двух суждений

П

1

Примерное время, отводимое на выполнение каждого задания этой части, составляет: 1— 4 минуты.

Часть 2

Вторая часть работы включает 8 заданий с кратким ответом (В): экзаменуемый самостоятельно определяет или формулирует ответ и записывает его в виде слова (например, рынок) или словосочетания (например, массовая культура), цифры (например, 3), последовательности цифр (например, 1423; 1211; 914732).

Отбор заданий определяется проверяемыми умениями. На одних и тех же позициях в различных вариантах (В1 — В8) находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания. Вместе с тем в каждом варианте заданиями части 2 представлены все пять содержательных блоков-модулей.

Обозначение заданий части 2

Проверяемые умения

Уровень сложности

Максимальный балл

В1

Анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную схематически (в виде схемы или таблицы)

Б

1

В2

Распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишние понятия

Б

1

В3

Устанавливать соответствие между существенными чертами, свойствами, признаками, характеристиками, примерами социальных явлений и обществоведческими понятиями

Б

2

В4, В7

Анализировать информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; систематизировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию

П

2

В5

Различать в социальной информации факты и мнения

Б

2

В6

Использовать в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия

П

2

В8

Распознавать понятия при их соотнесении с обобщающим понятием и определять обобщающее понятие

Б

1

Примерное время, отводимое на выполнение каждого задания этой части, составляет: 3— 10 минут.

Часть 3

Третья часть работы включает 9 заданий с развёрнутым ответом (С)1: экзаменуемый при формулировании ответа, опираясь на имеющиеся теоретические знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный опыт социальных взаимодействий, излагает и аргументирует собственное мнение.

Отбор заданий определяется проверяемыми умениями. На одних и тех же позициях (С1 — С9) в различных вариантах находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же сходные умения на различных элементах содержания. Вместе с тем в каждом варианте заданиями части 3 представлены все пять содержательных блоков-модулей.

Обозначение заданий части 3

Проверяемые умения

Уровень сложности

Максимальный балл

C1 —С4

С1, С2

Составное задание с фрагментом неадаптированного текста:

Находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде, а также преобразующе воспроизводить и интерпретировать текст без привлечения контекстных знаний

Б

2

С3

Давать характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса обществознания, с опорой на полученные знания

В

3

С4

Использовать информацию текста в другой познавательной ситуации, формулировать и аргументировать оценочные суждения, связанные с проблематикой текста

В

3

С5

Применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте; перечислять, называть некоторое количество элементов, черт, свойств, признаков, характеристик, проявлений конкретного социального объекта (процесса)

В

2

С6

Конкретизировать приведённые положения: иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

В

3

С7

Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам: анализировать представленную информацию, в том числе статистическую и графическую, объяснять связи социальных объектов, процессов, формулировать и аргументировать самостоятельные оценочные, а также прогностические суждения, объяснения, выводы

В

3

С8

Составлять сложный (развёрнутый) план применительно к одной из тем курса обществознания: систематизировать и обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в структуре плана причинно-следственные, функциональные, иерархические связи социальных объектов, процессов

В

3

С9

Писать мини-сочинение (эссе) по одной из пяти тем, относящихся к одной из базовых наук обществоведческого курса (философии; экономике; социологии, социальной психологии2; политологии; правоведению), предлагаемых в виде проблемных (в отдельных случаях афористических) высказываний: раскрывать смысл авторского суждения, формулировать собственное отношение к затронутой автором проблеме, выдвигать аргументы различного характера и на разных уровнях, подготавливать творческую работу

В

5

Примерное время, отводимое на выполнение каждого задания этой части, составляет: 5— 35 минут.

Содержание пособия может быть использовано преподавателями общеобразовательных организаций и системы довузовской подготовки при повторении и обобщении учебного материала по курсу обществознания для выявления реального уровня обществоведческой подготовки учащихся.

В связи с возможными изменениями в формате и количестве заданий рекомендуем в процессе подготовки к экзамену обращаться к материалам сайта официального разработчика экзаменационных заданий — Федерального института педагогических измерений: www.fipi.ru.


1 Данные задания нацелены на выявление экзаменуемых, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.

2 Социология и социальная психология объединены в единый блок.

Типовые варианты ЕГЭ по обществознанию 2015



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Обществознание ЕГЭ 2015, обществознание. Типовые варианты заданий для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, С.В. Шевченко