Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по обществозаннию

ЕГЭ 2012. Обществознание. Тренировочные задания / Е. Л. Рутковская, Е. С. Королькова, Г. Э. Королева

( 2 Голоса (ов) ) 

ЕГЭ 2012. Обществознание

Рабочая тетрадь "Тренировочные задания ЕГЭ 2012 по обществознанию" Е.Л. Рутковской, Е.С. Корольковой адресована выпускникам средней школы и абитуриентам для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по обществознанию. Авторы книги — разработчики экзаменационных заданий ЕГЭ.
Пособие включает:
• 5 вариантов экзаменационной работы, полностью соответствующих ЕГЭ;
• ответы ко всем заданиям;
• новые бланки ответов ЕГЭ для каждого варианта.
Издание окажет помощь учителям, репетиторам и родителям при подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию.

Об авторах:
Е. Л. Рутковская — кандидат педагогических наук
Е. С. Королькова — кандидат педагогических наук
Г. Э. Королева
Рецензент: А. Ю. Лазебникова — руководитель отдела ИСМО РАО

Введение.........................................................3
Инструкция по выполнению работы   ..................................8
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ
Вариант 1   ....................................................11
Вариант 2   ....................................................23
Вариант 3   ....................................................33
Вариант 4   ....................................................45
Вариант 5   ....................................................57
Тренировочные задания   ...........................................66
Ответы и критерии оценивания   .....................................76

Данное пособие предназначено для подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена по обществознанию.
В книге представлены два блока материалов для выпускников1.
Первый из них составляют пять тренировочных вариантов экзаменационной работы, собранные в соответствии с демонстрационной версией ЕГЭ по обществознанию. На основе этих вариантов можно ознакомиться со структурой работы, с типами и содержанием предлагаемых на экзамене заданий, с инструкциями по выполнению работы в целом, ее отдельных частей и заданий различных типов, а также системой оценивания. Отдельного внимания заслуживает изучение критериев оценивания заданий с развернутым ответом, входящих в третью часть работы (часть С), примеров предлагаемых вариантов ответов и выставления определенного балла за полный правильный и частично правильный ответ.
Второй блок материалов составляют задания, которые отличаются особыми требованиями к записи ответа. Это различные модели заданий с краткими ответами, входящие во вторую часть работы (часть В). Как показывает опыт, именно эти задания требуют специальной отработки правильной записи ответа. Предлагаемые в данной книге задания, с одной стороны, призваны помочь выпускникам научиться правильно записывать ответ в бланке ответов, с другой — привлечь внимание к этим заданиям как к предмету специальной подготовки: заложенным в них мыслительным операциям и требуемым для их выполнения интеллектуальным умениям.
Демонстрационная версия и, соответственно, предлагаемые тренировочные варианты представляют собой некий ориентир, соответственно которому выстраиваются реальные варианты единого государственного экзамена — по структуре, количеству частей в работе, количеству заданий в каждой части, разновидностям (моделям) заданий.
Все экзаменационные варианты собираются по утвержденным планам сборки. Примечательно то, что конкретное задание, стоящее на одном и том же месте в тренировочном варианте, в демонстрационной версии и в экзаменационном варианте, может обращаться к различному обществоведческому содержанию. Например, в одном из вариантов задание С6 представляет собой содержательную линию «Человек», т.к. это соответствует одному из планов сборки. В других планах на этом месте могут стоять задания, представляющие другие содержательные линии, — «Общество», «Познание», «Экономическая сфера», «Социальная сфера», «Духовная сфера», «Политическая сфера», «Право». Но во всех случаях задание позиции С6 будет требовать от экзаменуемого раскрытия того или иного содержания с помощью конкретных примеров, т.к. оно проверяет именно это умение.
Для более глубокого освоения требований, предъявляемых к выпускникам единым государственным экзаменом по обществознанию, целесообразно сравнить задания, которые занимают одно и то же место в структуре работы по всем пяти вариантам, помещенным в книге тренировочных заданий. Это сравнение поможет определить инвариантную составляющую экзамена и то содержание, которое от варианта к варианту может меняться.
Желаем выпускникам успехов при овладении курсом и применяемыми в ходе ЕГЭ тестовыми технологиями оценки уровня и качества их обществоведческой подготовки. Надеемся, что предлагаемые в книге материалы станут реальной помощью завтрашним выпускникам и абитуриентам при подготовке к ЕГЭ.


1 В пособии используются некоторые задания из пособия Е.Л. Рутковской, Т.Е. Лиской, О.А. Котовой «ЕГЭ 2011. Обществознание. Сборник заданий».

Материалы, которые получает испытуемый на экзамене по общество-знанию, состоят из варианта работы и двух бланков для записи ответа — бланка ? 1 и бланка ? 2.
Бланк ? 1 предназначен для записи ответов к заданиям первой и второй частей работы (частей А и В). Этот бланк после его за полнения будет «читать» компьютер, занося в свою память все отмеченные экзаменуемым клеточки и написанные им символы (цифры и слова).
Бланк ? 2 предназначен для записи развернутых, свободно конструируемых ответов к заданиям третьей части работы (части С). Его будут читать специально подготовленные эксперты, оценивая правильность и полноту освещения испытуемым экзаменационных вопросов.
В каждом варианте работы представлены задания по всем содержательным линиям школьного обществоведческого курса: «Человек», «Общество», «Познание», «Право», «Экономическая сфера», «Политическая сфера», «Социальная сфера», «Духовная сфера».
Все задания работы представлены в трех частях. Эти части различаются по своему содержанию, уровню сложности и числу включаемых в них заданий.
Часть 1 содержит задания базового и повышенного уровней сложности с выбором ответа; часть 2 содержит задания базового и повышенного уровней сложности с кратким ответом; часть 3 содержит задания базового и высокого уровней сложности с развернутым ответом.
Вес каждого задания первой части работы — 1 балл.
К каждому из заданий первой части предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. В их число входят задания с выбором ответа, предлагающие для анализа два суждения. Содержание заданий охватывает все разделы курса. В первую часть работы включено также задание, содержащее информацию специфического содержания в виде графика.
Каждое задание первой части работы считается выполненным верно, если экзаменуемый выбрал и отметил номер правильного ответа. Задание считается невыполненным, если:
а)  указан номер неправильного ответа;
б)  указаны номера двух и более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа;
в)  номер ответа не указан вообще.
Вторая часть работы состоит из заданий с кратким ответом. Два из них (В1 и В8) оцениваются одним баллом каждое, оставшиеся (В2—В7) — двумя баллами при условии полного правильного выполнения и одним
баллом при условии частично правильного вы полнения (один балл выставляется, если в ответе наряду с верными имеется один неверный символ).
В экзаменационной работе представлено несколько разновидно стей (моделей) заданий с кратким ответом.
Первая разновидность — это задания, требующие заполнить про бел в предлагаемой схеме или таблице. Такие задания в каждом ва рианте работы занимают позицию В1.
Вторая разновидность заданий с краткими ответами — задания, требующие сопоставления терминов (понятий), имеющих общее осно вание, и исключения лишних. Такие задания в каждом варианте работы предъявляются на позиции В2.
Третья разновидность — это задания на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях (столбцах, колонках). Эти задания в каждом варианте работы занимают позицию В3.
Четвертая разновидность заданий с краткими ответами — это задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного списка. Они в каждом варианте работы занимают позиции В4 и В7. В отличие от задания В4, задание В7 обращается не к теоретическому материалу, а к описанию типичных социальных реалий — социальным ситуациям или ряду примеров (фактов).
Пятая разновидность — задания на классификацию, требующие различения в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, а также суждений прогностического характера. Такие задания в каждом варианте занимают позицию В5.
Шестая разновидность — это задания на распознавание терминов и понятий, социальных явлений, соответствующих предлагаемому контексту. Они требуют восполнить пробелы во фрагменте текста с помощью слов, выбранных из предлагаемого списка. Задания этой разновидности в каждом варианте занимают позицию В6.
Наконец, еще одна разновидность заданий с кратким ответом — задания на обобщение. Они требуют найти среди представленных в ряду слов (терминов, понятий) то, которое является обобщающим. Задания этой разновидности в каждом варианте занимают позицию В8.
Ответы к заданиям второй части работы необходимо сформули ровать самостоятельно и записать их в бланк ответов ? 1 в виде слова, словосочетания или набора цифр. Сделать это требуется так, как того требует инструкция по записи ответа.
Третья часть экзаменационной работы состоит из заданий с развернутым свободно конструируемым ответом. Первые два из них — задания базового уровня сложности, обращающиеся к представленному тексту. Остальные — задания высокого уровня сложности. Они требуют формулировки полного развернутого ответа (например, дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение, решить проблем ную задачу, проанализировать источник, составить план, написать эссе).
Проверка выполнения заданий третьей части проводится специально подготовленными экспертами на основе разработанных рекомендаций по проверке и оценке ответов, включающих систему кри териев.
Задания с развернутым ответом представляют несколько разновид ностей, обусловленных видом деятельности, которую должны про демонстрировать экзаменуемые:
1.  Составные задания на анализ и интерпретацию оригинального текста (фрагмента источника) по четырем предложенным вопросам-заданиям. Такие задания в каждом варианте работы занимают позиции С1—С4. Фрагмент текста и четыре вопроса-задания в совокупности образуют своего рода мини-тест. Первые два вопроса-задания проверяют, как правило, умение находить в тексте информацию, данную в яв ном виде, и интерпретировать текст без привлечения знаний курса. Два последующих задания, как правило, проверяют умение соотно сить полученную из текста информацию с имеющимися общество ведческими знаниями, устанавливать связи, делать умозаключения, выводы, формулировать оценочные суждения и приводить собственную аргументацию.
2. Задания на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса либо на понимание смысла обществоведческого понятия и его применение в самостоятельно сконструированном тексте. В каждом варианте работы предъявляется одна из описанных двух моделей, она занимает позицию С5.
3. Задания, требующие раскрытия какого-либо теоретического положения (понятия) на конкретном примере. Такие задания в каждом варианте работы занимают позицию С6.
4.  Задания-задачи, включающие условие в виде конкретной ситуации социальной жизни, определенного социального факта и во просы, основанные на их содержании. Такие задания в каждом варианте работы занимают позицию С7.
5. Задания, требующие составления пла на развернутого ответа по определенной теме обществоведческого курса. Эти за дания занимают позицию С8.
6. Альтернативные задания, требующие написания мини-сочинения — эссе по одному из предложенных высказываний. Такие задания в каждом варианте работы занимают позицию С9.1—С9.6.
Все варианты экзаменационной работы содержат шесть тем, на которые нужно написать сочинение- эссе. Эти темы предъявлены в форме высказываний знаменитых личностей по проблемам определенной области знаний, входящей в обществоведческий курс. Среди областей знаний, на ко торые опираются предлагаемые темы, представлены философия, со циальная психология, экономика, социология, политология, правоведение.
Темы сформулированы в виде проблемных (а нередко и парадоксальных) суждений известных мыслителей, и это стимулирует экзаменуемых отказаться от прямого воспроизведения материала курса и строить ответ на собственных суждениях, умозаключениях, выводах.
Задание называют альтернативным, потому что темы эссе предлагаются экзаменуемым на выбор. Из шести предложенных высказываний следует выбрать одно и положить его в основу своего экзаменационного эссе. При его написании необходимо обратить внимание на следующее:
1)  раскрытие смысла высказывания;
2)  представление и пояснение собственной позиции (с опорой на положения курса, факты из истории и современной жизни общества, собственный опыт);
3)  характер и уровень приводимых суждений и аргументов (они могут опираться и на теоретические положения, выводы, и на фактический материал);
4)  раскрытие в ходе рассуждений различных аспектов поднятой высказыванием проблемы.
Подчеркнем, что, выбирая высказывание, выпускники выбирают и ту область обществоведческого знания, которое высказывание представляет.
В этой связи при написании эссе следует использовать соответствующие выбранной области знания понятия обществоведческого курса и опираться на них, излагая свою точку зрения, собственное мнение и обосновывая его. Заметим, что выпускник вправе выразить как согласие, так и несогласие с авторским мнением. И в первом, и во втором случае при оценке ответа будут учитываться обоснования, аргументация.
Каждое из заданий с развернутым ответом оценивается от 2 до 5 первичных баллов.
За полное и правильное выполнение заданий С1, С2, С5 при сваивается по 2 балла. (Неполный правильный ответ по этим зада ниям оценивается в один балл.) За полное и правильное выполнение заданий СЗ, С4, С6, С7, С8 — по 3 балла, С9 — 5 баллов. (Неполный правильный ответ по этим заданиям оценивается от одного до трех или четырех баллов.)
В частности, за полное и правильное выполнение мини-теста с текстовым фрагментом (правильную и полную формулировку ответов на все четыре вопроса-задания позиций С1—С4) экзаменуемый может получить 10 баллов.
Опыт проведения ЕГЭ убедительно свидетельствует о том, что на результат выполнения экзаменационной работы в одинаковой степе ни влияет:
1)  знание или незнание содержания курса и, соответственно, правильного ответа;
2)  умение или неумение записать ответ так, как того требует инструкция.
Надо сказать, что при подготовке к экзамену, как правило, обращают внимание на первую позицию и нередко игнорируют вторую. А это не может не сказаться на полученных результатах. Понятно, что если ответ записан не так, как того требует инструкция, он будет прочитан компьютером как неправильный. Например, цифры будут даны по невнимательности не в той последовательности или один из символов (цифра или буква) будет про пущен — задание будет засчитано как невыполненное.
Следует обратить особое внимание на то, что помимо собственно заданий работа содержит целый ряд инструкций. Каково их назна чение? Во-первых, инструкции помогают экзаменуемому разобраться в том, что от него требует задание. Во-вторых, в инструкциях заключаются правила выполнения задания и записи ответа.
В состав экзаменационных материалов ЕГЭ включены следующие инструкции:
•  Инструкция, предваряющая всю работу.
•  Инструкции, предваряющие или завершающие отдельные части работы.
•  Инструкции, предваряющие отдельные блоки заданий.
•  Инструкции, относящиеся к отдельным заданиям. Рекомендуем внимательно ознакомиться с ними и следовать им при
выполнении тренировочных заданий, представленных в данной книге. Работая с отдельным вариантом, советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропу скайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. После выполнения всей работы рекомендуем вернуться к пропущенным заданиям и постараться их выполнить. Полезно при этом зафиксировать, какие задания были пропущены или выполнены неверно, чтобы впоследствии повторить соответствующие темы курса и потренироваться выполнять задания, подобные тем, которые вызвали затруднение.
Обращаем внимание на изменения в экзаменационной работе, произошедшие за последние несколько лет:
•  сокращено число заданий с выбором ответа;
•  увеличено число заданий с кратким и развернутым ответом;
•  на позиции В1, наряду с заполнением пропущенно го элемента схемы, введено задание на заполнение пропущенно го элемента таблицы;
•  задание позиции В2 предполагает исключение не одного, а двух лишних терминов;
•  на позиции В7 появилось задание на анализ социальных реалий с выбором нескольких правильных ответов из списка;
•  на позиции В8 появилось задание на обобщение;
•  введено задание С8, предполагающее составление плана развернутого ответа по определенной теме обществоведческого курса;
•  мини-сочинение с позиции С8 перенесено на позицию С9;
•  введена новая схема оценивания задания С9 (мини-сочинения), построенная как система критериев, и увеличен максимальный балл за это задание до 5 баллов;
•  задания на соотнесение теоретического материала с социальными реалиями предъявляются во всех частях работы.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 37 заданий.
Часть 1 включает 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 8 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр.
Часть 3 включает 9 заданий с развернутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими черными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.
При выполнении заданий вы можете пользоваться черновиком. Обращаем ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Обществознание ЕГЭ 2012. Обществознание. Тренировочные задания / Е. Л. Рутковская, Е. С. Королькова, Г. Э. Королева