Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по обществозаннию

ЕГЭ 2012. Обществознание. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Учебное пособие / авт. коммент. и сост. Е.Л. Рутковская

( 2 Голоса (ов) ) 

ЕГЭ 2012. Обществознание

Сборник "Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся к ЕГЭ 2012 по обществознанию Е.Л. Рутковской содержит тренировочные задания с методическими указаниями и ответами. Пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам, преподавателям и методистам.
Автор комментариев и составитель: Е.Л. Рутковская.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................3
ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ:
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ.....................................................5
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ: ПРОБЛЕМЫ И ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ... 12
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ 2012 Г............................................................25
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ
ИЗ ОТКРЫТЫХ ВАРИАНТОВ КИМ............................................32
Раздел 1. Тематическая подборка заданий...........................32
Содержательная линия «Общество»...................................32
Содержательная линия «Духовная сфера»..........................42
Содержательная линия «Человек»........................................52
Содержательная линия «Познание».....................................63
Содержательная линия «Экономическая сфера»................72
Содержательная линия «Социальная сфера»......................82
Содержательная линия «Политическая сфера».................93
Содержательная линия «Право».........................................105
Ответы к заданиям тематической подборки.....................114
Раздел 2. Разновидности заданий всех типов....................126
Задания с выбором ответа...................................................126
Задания с кратким ответом.................................................136
Задания с развернутым ответом.........................................146
Примеры тем краткого письменного сочинения..............160
Ответы к заданиям различных типов.................................164
Краткое письменное сочинение.
Указания к оцениванию......................................................190
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА 2012 Г...........................192

Книга, лежащая перед вами, отличается рядом особенностей. Как и многие другие пособия для подготовки к единому государственному экзамену, она содержит большой массив тестовых заданий и ответов к ним. Но, в отличие от большого числа иных пособий, задания, представленные в ней, строго отобраны, систематизированы и структурированы по двум основаниям: по их тематической составляющей и по характеру той познавательной деятельности, которую задание требует осуществить. Двум этим основаниям соответствуют два отдельных раздела этой книги.
Первый из разделов, построенный по крупным тематическим блокам обществоведческого курса, призван помочь учащимся осваивать отдельные разделы и темы школьного обществознания по мере их прохождения в ходе учебного процесса и осуществлять тематическое повторение. Продвигаясь от темы к теме, выполняя задания различных модификаций, типов и уровней сложности, учащиеся имеют возможность использовать материалы данной книги для проверки уровня своих знаний и умений их применять.
Второй раздел, отражающий освоение необходимых, требуемых на экзамене интеллектуальных умений, предъявляет последовательно, одну за другой, различные модели экзаменационных заданий, имеющие в работе строго определенные позиции. Учащиеся имеют возможность, опираясь на различное в тематическом плане содержание, тренировать последовательно, одно за другим, свои интеллектуальные умения, непосредственно отражаемые той или иной моделью задания.
Задания, включенные в пособие, отражают все разнообразие моделей контрольных измерительных материалов ЕГЭ по обще-ствознанию. Все задания сопровождаются ответами, критериями оценки и возможными вариантами требуемых суждений, примеров, аргументов.
Помимо этого, в книге представлены разносторонние комментарии, включающие характеристику экзаменационной работы и отдельных заданий разных моделей и типов, а также анализ результатов ЕГЭ разных лет и методические рекомендации выпускникам по преодолению типичных затруднений при подготовке
к экзамену с учетом особенностей его проведения в новом учебном году.
Пособие содержит два тренировочных варианта, содержание и структура которых полностью соответствует спецификации контрольных измерительных материалов ЕГЭ по обществозна-нию 2012 года.
Все контрольные измерительные материалы ЕГЭ разрабатываются на основе Федерального компонента образовательных стандартов1 и школьной программы по обществознанию. Поэтому основной литературой для подготовки к экзамену должны быть школьные учебники и комплекс разработанных к ним учебных материалов: практикумов, сборников задач, хрестоматий. Данное пособие целесообразно использовать в процессе освоения курса в целях тематического, промежуточного и итогового контроля, а также в ходе повторения курса при непосредственной подготовке к экзамену.
При подготовке пособия использованы открытые материалы ЕГЭ, опубликованные на официальном информационном портале единого государственного экзамена (www.ege.edu.ru) и Федерального института педагогических измерений (www. fipi.ru).


В настоящее время действуют образовательные стандарты 2004 года.

Экзамен по обществознанию - наиболее массовый из всех, которые сдаются по выбору. Назначение экзамена состоит в том, чтобы оценить уровень подготовки по предмету выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений с целью их зачисления в высшие и средние специальные учебные заведения.
Существующая модель экзаменационной работы представляет собой результат многолетних разработок и анализа возможностей экзамена в формате ЕГЭ. С 2001 года по настоящее время работа претерпевает определенные изменения в своей структуре, количестве заданий, их разновидностях, системе оценивания на основе анализа результатов экзамена каждого года и итогов профессионального обсуждения. Изменения касаются и пропорций представленности в экзаменационной работе различных содержательных линий интегрального обществоведческого курса, сочетания теоретического и практико-ориентированного материала, удельного веса заданий различного уровня сложности, схем оценивания полных правильных и частично правильных ответов экзаменуемых.
Уже первая модель экзамена в формате ЕГЭ 2001 года включила задания на проверку умений оперировать понятиями и теоретическими положениями, характеризующими социальные объекты. В их числе умение распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания; умение сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; умение определять верные и неверные суждения о социальных объектах. Такие задания являются индикатором того, насколько полученные знания являются осмысленными, насколько, скажем, школьники понимают систему различных связей, в которых существует то или иное понятие, обозначающее явление или предмет действительности.
С 2001 года в работу включаются задания разных уровней сложности и разных типов (с выбором ответа, с кратким ответом, со свободно конструируемым развернутым ответом), задания, выполнение которых оценивается одним или несколькими баллами.
Особенностью содержания контрольных измерительных материалов ЕГЭ с 2002 года стало включение в каждый вариант экзаменационной работы фрагментов источников (оригинальных авторских текстов) с заданиями к ним, заданий-задач с развернутым ответом и альтернативных заданий, требующих написания мини-сочинения (эссе).
Задания на работу с источниками позволили выявлять степень готовности выпускников к самостоятельной учебной деятельности, к самостоятельному поиску и получению знаний, а также необходимой систематизации и интерпретации социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических).
Фрагменты авторских текстов, включенных в ЕГЭ, тематически связаны с курсом обществознания и позволяют проверить обществоведческие знания по той или иной теме в заданном автором контексте. Среди заданий к текстам представлены:
•     вопросы, проверяющие адекватность восприятия содержания текста и умение находить в нем необходимую информацию;
•     задания, связанные с систематизацией и интерпретацией текста или его отдельных положений;
•     задания, требующие привлечения дополнительных знаний при интерпретации содержания текста;
•     задания, требующие умения использовать полученные из текста знания в более широком контексте;
•     задания, предполагающие конкретизацию положений текста, формулировку оценочных суждений и собственную аргументацию.
С помощью познавательных и практических задач, основу которых составили типичные жизненные ситуации, стало возможным обнаружить способность испытуемых анализировать социальные реалии и на этой основе принимать компетентные практические решения, определять правомерное и социально одобряемое поведение, порядок конкретных действий. Многообразие фактов и ситуаций реальной жизни обусловили необходимость многообразия задач. Задачи включили работу со статистическими данными, анализ моделируемых ситуаций, теоретических положений, идей, принадлежащих классикам социальной мысли и др.
Наиболее комплексно выявить уровень обществоведческой подготовки выпускников позволило задание, требующее написания в свободной форме краткого сочинения («эссе»). Темы эссе заданы в экзаменационной работе в виде проблемных высказываний (афоризмов, крылатых фраз), касающихся социальных явлений и процессов. Такой подход к предъявлению вопросов-тем открыл простор для размышлений и изложения собственных позиций на базе соответствующего содержания курса и жизненного опыта, что во многом определило вектор дальнейшего развития всех контрольных измерительных материалов в целом. Это было чрезвычайно важно в условиях глобального царствования воспроизведения — и само преподавание, и устные ответы учащихся на уроках, и тематический, и итоговый контроль строились в первую очередь на воспроизведении положений учебника.
Задания, требующие написания эссе, объективно сложны, т. к. проверяют целый комплекс умений, лежащих в основе обществоведческой подготовки. По сравнению с другими заданиями экзаменационной работы эти задания уникальны. Их уникальность определяется возможностью выбора. Каждый вариант экзаменационной работы содержит шесть тем сочинения, предъявленных в качестве альтернатив. Выпускнику следует выбрать одну тему и раскрыть ее в виде письменного сочинения. Темы даны в форме высказываний известных личностей по проблемам шести областей знания, входящих в обществоведческий курс. Таким образом задание-эссе ставит выпускника в достаточно комфортные для него условия: он имеет право по своему усмотрению выбрать ту область обществоведческого знания, где может проверяемые умения проявить на материале, наиболее близком ему, наиболее интересном для него, наиболее ему знакомом и освоенном. Возможность реализовать выбор побуждает выпускника в процессе подготовки к экзамену определить свои предпочтения в области социально-гуманитарных дисциплин, чтобы в ответе раскрыться, показать соответствующий уровень владения обществоведческим материалом и умения применять его в контексте требований задания.
Включение в ЕГЭ фрагментов текстов с вопросами к ним, познавательных задач, творческих мини сочинений (эссе) дает
возможность проверить усвоение тех или иных элементов знаний разными способами, и это повышает достоверность полученных результатов и объективность итоговой оценки. Кроме того, с помощью этих заданий обществознание, отличающееся неоднозначностью в подходах, зачастую лишенное жестких эталонов ответа и критериев оценки, имеет возможность расширения проверяемого содержания, включения в «поле» проверки проблемных и неоднозначно трактуемых вопросов.
Отличительной особенностью контрольных измерительных материалов с 2003 года стало включение в экзаменационную работу практико-ориентированных (контекстных) заданий с выбором ответа, требующих не только определенных знаний, но и умения применить их для анализа конкретной жизненной ситуации. Количество таких заданий со временем увеличивалось, и в течение ряда лет они представляются отдельной позицией по каждому содержательному разделу первой части работы.
Несколько новых моделей заданий появились в КИМ ЕГЭ в 2006-2009 годах. Это:
а)  задания первой части работы на восстановление недостающих для ответа звеньев информации, содержащие запрос на дополнительную информацию об определенном социальном явлении (процессе);
б)  задания с выбором ответа и со свободно конструируеым развернутым ответом на преобразование информации из условно-графической формы (таблица, диаграмма, график) в словесно-описательную и ее последующую интерпретацию;
в) задания с выбором ответа.и кратким ответом, требующие умения устанавливать связи между общим и частным (между родовыми и видовыми понятиями);
г)  задания с кратким ответом, требующие умения различать характер отдельных компонентов типичного для СМИ текста (суждений фактического, оценочного и прогностического характера);
д) задания с кратким и развернутым ответом на использование обществоведческих понятий и терминов в заданном контексте - при чтении текста определенной проблематики и самостоятельном конструировании текста, включающего необходимые понятия (термины).
Отдельные модели заданий и схемы оценивания стали ориентировать испытуемых на привлечение в качестве элементов ответа личного и социального опыта общественных отношений.
Таким образом, большинство заданий ЕГЭ с 2006 года предполагают проверку знаний через умение их применять. Это касается заданий всех уровней сложности.
В последние годы в работе появились еще несколько модификаций заданий, проверяющих обществоведческие знания:
а)* задания с кратким ответом на заполнение пропущенного элемента таблицы (В1);
б)  задания с множественным выбором, отражающие типичные социальные ситуации (В7);
в) задания с кратким ответом, предполагающие классификацию ряда представленных терминов и определение обобщающего понятия;
г) задания с развернутым ответом на составление плана развернутого ответа.
В настоящее время экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий. Часть 1 (А) содержит задания с выбором ответа; часть 2 (В) содержит задания с кратким ответом; часть 3 (С) содержит задания с развернутым ответом.
К каждому из заданий с выбором ответа первой части работы предлагаются 4 варианта ответа, из которых только один правильный. В заданиях с кратким ответом второй части работы ответ дается соответствующей записью в виде слова (например, право), словосочетания (например, социальный статус), набора цифр (например, 1342), записанных без пробелов. В заданиях с развернутым ответом третьей части работы ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме.
Задания части 1 (А) проверяют умение распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания; умение сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия. Помимо этого, в группу заданий входят задания повышенного уровня, направленные на выявление умения определять верные и неверные суждения о социальных объектах.
Задания части 2 (В) требуют умения оперировать обществоведческими знаниями. Они являются индикатором того, насколько полученные знания являются осмысленными, насколько, скажем, школьники понимают ту систему различных связей, в которых существует то или иное понятие, обозначающее явление или предмет действительности. Так, задания части 2 предполагают анализ, отбор и классификацию социальной информации, представленной в различных знаковых системах, дифференциацию социальных фактов и оценочных суждений, распознавание понятий и их составляющих, в частности, соотнесение видовых понятий с родовыми, исключение лишнего и другие интеллектуальные действия-операции.
Умение осуществлять перечисленные интеллектуальные действия свидетельствует о том, что полученные знания усвоены на теоретическом уровне, - именно такое освоение обеспечивает саму возможность оперирования обществоведческими знаниями.
Наиболее значима для оценки творческого потенциала выпускников средней школы третья часть экзаменационной работы, включающая задания с развернутым ответом. Третья часть -часть С - позволяет выявить степень готовности выпускников к самостоятельной учебной деятельности, - к самостоятельному поиску, получению и применению знаний. Задания части С проверяют, в частности, умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических); умение раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций; умение применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества, а также умение формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Акцентирование в заданиях ЕГЭ прикладной (практической) составляющей обществоведческой подготовки привело постепенно ко все более успешному освоению учащимися умений со-
относить теоретический учебный материал с социальными реалиями окружающей жизни и, соответственно, возрастанию показателей выполнения заданий на обращение к социальным реалиям. В этом, в частности, видится изменение акцентов в практике преподавания предмета - от ориентации, в основном, на передачу и воспроизведение готовых знаний к преподаванию, основанному на освоении различных способов получения социальной информации, ее интерпретации и применения в процессе обществоведческой подготовки.
Публикуемые в открытой печати критерии оценивания ответов по различным заданиям экзаменационной работы дают ориентиры для совершенствования сложившейся в массовой практике процедуры оценивания. В частности, учат оценивать по ряду критериев, учитывать при оценке различные элементы ответа, соответствующие требованиям задания, и т. п.
Открытость требований ЕГЭ к испытуемому помогает самому ученику в процессе обучения и подготовки к экзамену более адекватно оценивать уровень собственной подготовки по предмету и ликвидировать имеющиеся пробелы.
Широко охватывая содержание курса, контрольные измерительные материалы ЕГЭ предоставляют больше уверенности экзаменующимся в своих силах, чем, скажем, устный экзамен с элементами лотереи при вытягивании «счастливого билета». Положительное воздействие оказывают заявленные единые для всех требования и условия сдачи ЕГЭ, которые обеспечивают равные возможности выпускникам образовательных учреждений крупных городов и небольших населенных пунктов, живущих в центре страны и ее отдаленных регионах.
Материалы ЕГЭ позволяют получить объективную информацию об уровне учебных достижений выпускников средней школы по обществознанию, выявить качество овладения содержанием обществоведческого образования, отраженным в нормативных документах, определить направления совершенствования учебного процесса и учебно-методического обеспечения школьного курса, наметить пути улучшения обществоведческого образования в школе.



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Обществознание ЕГЭ 2012. Обществознание. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Учебное пособие / авт. коммент. и сост. Е.Л. Рутковская