Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по обществозаннию

ЕГЭ 2012. Обществознание. Практикум по обществознанию: подготовка к выполнению части 3(C) / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская

( 5 Голоса (ов) ) 

ЕГЭ 2012. Обществознание

Практикум по обществознанию: подготовка к выполнению части 3(C) А.Ю. Лазебниковой ориентирован на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче Единого государственного экзамена.
Пособие содержит подробный разбор всех типов заданий части 3(C), несколько десятков заданий уровня С для отработки каждого типа заданий, а также рекомендации по выполнению заданий высокого уровня сложности, разбор типичных ошибок, ответы и критерии оценивания заданий части С.
Книга предназначена преподавателям, родителям, репетиторам, а также учащимся средней школы для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.




 

Предисловие...............................................................................4
Особенности заданий части С.......................................................6
Задания для работы с текстом (С1-С4).........................................11
Характеристика текстов..............................................................11
Характеристика заданий.............................................................14
Типичные ошибки......................................................................23
Проверьте себя...........................................................................28
Как работать с текстом на экзамене..............................................38
Тренировочные задания..............................................................39
Раскрытие смысла понятия и его применение в заданном
контексте (С5)............................................................................47
Назначение задания и критерии оценивания.................................47
Типичные ошибки......................................................................49
Советы и рекомендации...............................................................52
Тренировочные задания..............................................................54
Задания на конкретизацию теоретических положений (С6).............55
Задания-задачи (С7)...................................................................60
Тренировочные задания..............................................................71
Задания на составление плана (С8)..............................................76
Для чего введено это задание, и как оно оценивается.....................76
Особенности составления плана по предложенной теме...................78
Тренировочные задания..............................................................80
Задание С9................................................................................84
Обществоведческое эссе: специфика задания..................................84
Примеры и комментарии.............................................................91

Часть 3 (С) — самая сложная часть Единого государственного экзамена по обществознанию. Она содержит задания с развернутым свободно формулируемым ответом преимущественно высокой сложности. Исключение составляют задания к тексту С1 и С2, целью которых является проверка не столько уровня знаний учащихся, сколько их умений извлекать информацию из предъявленного текста. В то же время эти задания оказывают помощь в осмыслении текста и его последующего анализа.
Задания высокого уровня сложности СЗ-С9 призваны проверить широту и глубину овладения учащимися обществоведческим материалом и выявить уровень их интеллектуальных умений. Эти задания требуют умений приводить аргументы, факты, примеры для обоснования того или иного теоретического положения, формулировать собственную точку зрения, связывать теоретические знания и конкретные мнения и социальные ситуации. Эти же задания предусматривают и выявление общей эрудиции учащихся, умение пользоваться контекстным знанием, а также знаниями смежных гуманитарных дисциплин: истории, литературы, географии.
Завершает работу задание С9 — мини-сочинение (эссе) по одной из шести тем, представленной в виде афористического высказывания. Каждая тема эссе соотносится с одной из шести базовых наук курса обществоз-нания: философией, экономикой, социологией, политологией, социальной психологией или правоведением. Выполняя это задание, экзаменуемый осуществляет выбор высказывания-темы. Это дает выпускнику возможность проявить свои знания и умения на том содержании обществоведческого курса, которое для него наиболее привлекательно.
Часть 3 (С) дает возможность выпускнику получить на экзамене до 26 первичных баллов. Это примерно треть баллов, которые можно получить на экзамене за всю работу. Важно помнить, что баллы выставляются как за полный правильный, так и за неполный правильный ответ.
Пособие, которое вы держите в руках, написано для того, чтобы разъяснить и раскрыть на примерах специфику всех разновидностей заданий с развернутым ответом, встречающихся на экзамене.
Способы работы с заданиями, предложенными в пособии, могут быть разными. В частности, учащийся может работать с ними совершенно самостоятельно для самопроверки усвоения изученного материала какой-то главы или отдельного параграфа. Другое направление самостоятельной работы — проверка сформированности проверяемых на эк-
замене умений. Скажем, выпускник обнаружил, что часто ошибается при выполнении заданий С5. Это может стать сигналом к тому, чтобы внимательно разобраться в специфике позиции С5 в работе, осознать то требование, которое предъявляется на этой позиции во всех вариантах, потренироваться выполнять задания С5 по различным темам курса. То же самое можно сказать о любом другом задании третьей части работы. Каждое из них имеет общее требование, и задача выпускника состоит в том, чтобы своим ответом этому требованию соответствовать.
Учителям пособие может помочь планировать работу в выпускных классах, акцентируя задачу формирования интеллектуальных умений учащихся.
В текущей работе целесообразно обращаться к отдельным заданиям при работе с текстом учебника по конкретной теме. В первую очередь это касается заданий, направленных на формирование умения осмысленного чтения. С этой целью можно обращаться к составным заданиям С1-С4. В частности, учащимся можно предложить разделить текст, используемый в этих заданиях, на смысловые фрагменты, составить план текста, поставить к тексту вопросы и т.п.
Пособие, таким образом, рассчитано на то, чтобы оказать помощь преподавателям, родителям в подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по обществознанию, а выпускникам и абитуриентам вузов — в самоподготовке и самоконтроле.
Желаем успеха!

Задания открытого типа с развернутыми, свободно конструируемыми ответами составляют третью часть экзаменационной работы по обществознанию — часть С.
Выполнение большинства заданий этой группы предполагает самостоятельное и развернутое формулирование суждений по проблемам, затронутым в вопросе. По сравнению с выбором ответа из предложенных вариантов это иной, существенно более сложный, уровень познавательной деятельности. Задания части С помогают выявить выпускников, имеющих наиболее высокий уровень подготовки.
Данные задания, как по форме, так и по содержанию, наиболее близки к традиционным вопросам, используемым многие годы для устных и письменных проверок по предмету и включенным в действующие учебники и учебные пособия. Однако, в отличие от традиционных вопросов эти задания включают стандартизированные схемы оценивания.
Задания части С позволяют проверить овладение содержанием курса обществознания и сформированность сложных интеллектуальных умений. К их числу относятся умения:
•    оценивать истинность предъявленных суждений о социальных явлениях с точки зрения научных знаний;
•    извлекать необходимые данные и формулировать выводы на основе предъявленной социальной информации;
•    использовать полученные знания в смоделированных жизненных ситуациях;
•    целостно, логично и последовательно выражать и аргументировать собственную позицию по поводу значимой социальной проблемы;
•    применять теоретические знания при решении проблемных задач, для прогнозирования и обоснования социальных явлений и процессов.
Отдельные умения из этого ряда проверяются в ходе ЕГЭ с помощью нескольких разновидностей заданий части С. Каждая из них основана на определенном виде деятельности, владение которым требуется продемонстрировать на экзамене. Приведем их перечень:
•    перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.д.;
•     применять обществоведческие понятия в заданном контексте;
•    раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;
•     приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
•    решать познавательные и практические задачи, отражающие актуальные проблемы жизни человека и общества; осуществлять поиск, анализ и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
•    формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по социальным проблемам.
В структуре работы все задания с развернутым ответом даются в строгой последовательности. Задания C1—С4 объединены в составное задание с фрагментом неадаптированного текста. Задания С1 и С2 преимущественно выявляют умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде. Задание С3 предусматривает характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания. Задание С4 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.
Задание С5 проверяет умение применять правильно раскрытое теоретическое положение в заданном контексте.
На позиции С6 находится задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни.
С7 — задание-задача; его выполнение требует анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.
Задание С8 предусматривает составление плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.
В каждом варианте работы заданиями С1-С8 представлены любые пять из шести наук, лежащих в основе обществоведческого курса (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение).
Завершает работу альтернативное задание С9 — мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний. Каждая тема-высказывание соотносится с одной из шести базовых наук обществоведческого курса.
Анализ результатов выполнения заданий с развернутым ответом показывает, что в среднем треть испытуемых не только приступает к выполнению заданий части С, но и выполняют — полностью или частично — как минимум одно задание из девяти предложенных.
Выполнение тестовых заданий с развернутыми ответами оценивается в соответствии со схемами, предлагаемыми к каждому конкретному заданию.
Согласно используемым схемам оценивания, все задания с развернутым ответом можно разделить на две группы.
Первую группу составляют задания с оригинальными критериями и схемами оценивания. Их в контрольных измерительных материалах по обществознанию подавляющее большинство. В структуре экзаменационной работы это задания С1-С4, С6, С7 и одна из моделей задания С5.
Вторую группу составляют задания, которые имеют универсальные, обобщенные схемы оценивания, не зависящие от конкретного содержания того или иного задания. Их значительно меньше. Это задания С8, альтернативные задания С9 и одна из моделей задания С5.
Среди заданий первой группы различают: 1) задания с однозначно определяемыми элементами правильного ответа — их в контрольных измерительных материалах по обществознанию незначительное количество; и 2) задания, предполагающие широкий спектр вариантов правильного ответа, — эти задания в основном и представлены в КИМ.
Наличие в КИМ большого числа заданий с широким спектром правильных ответов определяется рядом обстоятельств, в том числе:
•    спецификой социально-гуманитарного знания, объективно предполагающего многообразие;
•    наличием ряда альтернативных подходов (эти подходы к рассмотрению ряда вопросов развития общества могут существенно различаться), усвоенных учащимися при изучении школьного курса обществоведческих программах и учебных пособиях;
•    неповторимым индивидуальным стилем изложения и интерпретации обществоведческого материала отдельным выпускником.
Схема оценивания заданий первой подгруппы — заданий с однозначно определяемыми элементами правильного ответа — содержит эталон правильного ответа и основана на строгом учете содержащихся в нем элементов.
Схема оценивания заданий второй подгруппы, предполагающей широкий спектр вариантов ответа, содержательно иная. В качестве эталона дается примерный, не завершенный ряд правильных элементов ответа, предлагаются вероятные формулировки, указываются возможные подходы к выполнению задания, дается своеобразный «ключ» к формулированию ответа. Вместе с этим указывается, что допускаются иные, отличные от данных в эталоне формулировки, соответствующие правильному ответу.
При проверке и оценке ответов по заданиям первой подгруппы проверяющие ориентированы на поиск в работе экзаменуемого названных в эталоне элементов ответа. По заданиям второй подгруппы схема оценивания ориентирует на определение правильного «разворачивания» мысли, подхода отвечающего к выстраиванию ответа, но ни в коем случае не предполагает отслеживания в ответе прямого, дословного воспроизведения положений, прописанных в примерном ответе. В работе экзаменуемого могут встречаться иные, не указанные в примерном ответе верные позиции.
Среди заданий с развернутым ответом представлены задания базового и высокого уровней сложности.
К заданиям базового уровня относятся первое и второе задания к фрагменту текста (задания С1 и С2). Все остальные задания с развернутым ответом — задания высокого уровня сложности (задания С3, С4, С5, С6, С7, С8, С9).
Задания базового уровня сложности (С1 и С2), одно задание высокого уровня сложности (С5) являются двухбалльными. За полное и правильное выполнение каждого из этих заданий выставляется 2 балла. При неполном правильном ответе — 1 балл. Все остальные задания высокого уровня, кроме альтернативных, — трехбалльные. За полное и правильное выполнение каждого из таких заданий выставляется 3 балла. При неполном правильном выставляется — в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа — 2 или 1 балл. Альтернативные задания являются пятибалльными. За полный правильный ответ, адекватный всем предъявляемым этим заданием требованиям, можно получить 5 баллов, при частичном соответствии требованиям — от 1 до 4 баллов.
В совокупности за полное и правильное выполнение всех восьми заданий с развернутым ответом можно получить 26 баллов1. Напомним: согласно модели 2012 года общий максимально возможный балл за всю экзаменационную работу по обществознанию — 59. Следовательно, возможный вклад части 3(C) в общий результат — более 44%.
В целом, как показывает анализ результатов ЕГЭ, задания части С являются достаточно эффективным инструментом выявления уровня подготовки.


Приводятся первичные баллы, т.к. именно они являются основой качественной оценки результатов экзамена, педагогических интерпретаций и выводов.



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Обществознание ЕГЭ 2012. Обществознание. Практикум по обществознанию: подготовка к выполнению части 3(C) / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская