Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ЕГЭ 2002. Русский язык. Интенсивный курс русского языка: Пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках / Иссерс О.С, Кузьмина Н.А.

ЕГЭ 2002. Русский язык

В пособии представлены наиболее трудные правила русской орфографии и пунктуации с комментариями и инструкциями, облегчающими их запоминание и применение. Анализируются типичные речевые ошибки. Цель авторов - помочь выпускникам школ и поступающим в вузы закрепить и усовершенствовать навыки правописания и подготовиться к централизованному тестированию по русскому языку.

Может быть использовано на уроках русского языка в средних школах и гимназиях, а также для самоподготовки к сочинению и тестированию.

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ_______________________________________________3
ТЕСТ № 1 _____________________________________________________6
ЧАСТЬ 1. КАПКАНЫ ОРФОГРАФИИ__________________________15
Гласные, проверяемые ударением
(сложные случаи)__________________________________________16
Непроверяемые безударные гласные.
Удвоенные согласные______________________________________16
Корни с чередующимися гласными__________________________19
Правописание приставок____________________                           20
Твердый и мягкий знак. Мягкий знак в грамматических формах
слов________________________________________                          22
Правописание суффиксов и окончаний существительных и
прилагательных____________________________________              24
Правописание суффиксов и окончаний глагольных форм_________26
Гласные после шипящих и Ц________________________________31
Слова с Н - НН - "лакмусовая бумажка" грамотности__________33
Н -НН в кратких прилагательных и причастиях_______________38
НЕ - слитно или раздельно ?___________________________42
НЕ или НИ ?_______________________________________________47
НЕ и НИ в отрицательных и неопределенных
местоимениях и наречиях_____________________                          51
Слитное, раздельное, дефисное написание слов________________52
Правописание сложных слов________________________________52
Правописание наречий_____________________________________54
Разграничение одинаково звучащих слов и сочетаний слов_____57
Обобщающие задания по курсу орфографии __________________62
ЧАСТЬ 2. ГДЕ ВОЗМОЖНЫ ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ
И КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ ?_________________________________65
Простое или сложное?______________________________________65
Ловушки простого предложения_____________________________68
Тире между подлежащим и сказуемым _______________________69
Однородные - это какие?____________________________________71
Обособление второстепенных членов_________________________74
Обособление определений___________________________________75
Обособление приложений___________________________________79
Обособление обстоятельств_________________________________82
Обособление обстоятельств, выраженных
деепричастиями__________________________________________83
Обособление обстоятельств, выраженных
существительными с предлогами____________________________ 85
Обособление уточняющих членов предложения_______________86
Что же вводят в предложение вводные слова ?________________88
Многоликий союз КАК ____________________________________91
Пунктуация в сложном предложении________________________94
ЧАСТЬ 3. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ______________________________ 101
"Заменил ярем барщиной" или Лексические ошибки в школьных
сочинениях______________________________________________ 102
"Коснемся о речи", или Грамматичесние ошибки____________ 105
Ошибки в употреблении деепричастного оборота____________ 108
"Раскольников поднялся на борьбу со старушкой",
или Стилистические ошибки______________________________ 109
История и классическая литература сквозь призму
современности___________________________________________ ПО
Штампы, повторы, многословие___________________________ 111
"Если бы человек происходил от обезьяны, то у него
был бы хвост и дикий голос ", или Логические ошибки_______ 112
"О друг мой, Аркадий Николаич, не говори красиво",
или Цветы красноречия___________________________________ 112
ПОСЛЕСЛОВИЕ___________________________________________ 115
ТЕСТ2____________________________________________________ 116
ПРОВЕРЬТЕ СОЧИНЕНИЯ_________________________________ 125
ПРОВЕРЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ_____________________________ 128
ОТВЕТЫ К УПРАЖНЕНИЯМ И ТЕСТАМ_____________________ 131

Эта книга - итог многолетней работы авторов в приемной комиссии Омского госуниверситета. Она отнюдь не заменяет учебник русского языка и не является сводом всех орфографических и пунктуационных правил. При отборе материала мы стремились прежде всего исходить из точки зрения школьника или абитуриента, вынужденного в экстремальной ситуации вступительного экзамена выполнить тестовые задания или написать сочинение, не только оригинально и глубоко раскрывающее тему, но и достаточно грамотное. Не всем удается решить эти две задачи с одинаковым успехом.
Мы полагаем, что существует несколько уровней грамотности: первый (он же центральный) обозначен правилами, нарушение которых дает наибольший процент ошибок. Но и эти немногие правила мы считали необходимым минимизировать, излагая лишь наиболее важные и бесспорные, освобождаясь от многочисленных факультативных случаев, не упоминая о вариативных ситуациях, в которых пишущий волен поступать по своему разумению.
Все эти тонкости и сложности, многочисленные исключения должен знать учитель, специалист, который периодически освежает их в памяти, заглядывая в словари и справочники.
Таким образом, исходные методические принципы данного пособия -это типичность и частотность. Поэтому знающие люди обнаружат многочисленные "умолчания", особенно в области исключений из правил (едва ли автору экзаменационного сочинения могут понадобиться слова типа посаженый отец или прощеное воскресенье...).
Второй принцип касается способа изложения материала. Мы старались всеми средствами облегчить запоминание ядерных правил, организуя их в алгоритмы, схемы и так называемые "шпаргалки", стараясь "свернуть" правило содержательно и графически. Сокращались также и примеры, взятые из художественных текстов и учебных пособий. Учитывая, что книга может служить своего рода самоучителем, мы стремились показать явление более выпукло и доступно.
И, наконец, третий принцип: дать возможность читателю проверить себя и при необходимости вернуться к недостаточно усвоенному материалу. Каждый раздел заканчивается упражнением, а в конце книги даны ответы и ключи. Свой уровень грамотности читатель может проверить при помощи "открывающего" и "закрывающего" теста.
Мы рискнули, нарушив методические каноны, дать в приложении сочинения "с неисправленными ошибками", так называемые дефектные тексты. При этом исходили из убеждения, что осознанная грамотность особенно прочно формируется при проверке чужих текстов с установкой на поиск ошибки (типичная установка учителя-русиста).
Этот тип заданий (проверь и исправь все ошибки) наиболее соответствует реальной задаче, стоящей перед абитуриентом, ведь никто не подскажет, где и какого типа ошибку он допустил; он сам должен знать опасные места текста и уметь их преодолевать. Особенно важны такие примеры при подготовке к тестированию, так как один из типов заданий основан именно на умении найти ошибку.
Все тесты, а также большинство упражнений составлены авторами, однако несколько наиболее удачных упражнений и диктантов заимствованы из различных пособий и сборников диктантов по русскому языку.
Мы понимаем, что в любой книге остается много недосказанного и, возможно, требующего доработки. Поэтому будем благодарны всем за отзывы и замечания.

Вступительный экзамен по русскому языку был и является камнем преткновения для многих поколений учащихся. Было бы наивно думать, что небольшая книжка, которую вы держите в руках, способна раз и навсегда сдвинуть с вашей дороги этот камень. Наша задача значительно скромнее. Мы хотим помочь тем, кто в основном владеет навыками грамотного письма, повысить орфографическую и пунктуационную зоркость. Каким образом? Научить некоторым приемам корректуры и редактирования; показать "ловушки", которые нужно проходить с оглядкой. Например, ни один учитель-русист не проскочит взглядом слова участвовать или причастий с суффиксами -ЕНН, -НИ, он всегда остановится перед союзами И, КАК: здесь может быть допущена ошибка.
Эти же приемы необходимы для выполнения теста - новой формы вступительных экзаменов. В самом деле, как построен тест? Два основных типа заданий: "расставьте знаки препинания" (или "вставьте пропущенные буквы") и "найди ошибку". Первый проверяет знание правил, второй -ту самую зоркость, о которой мы упоминаем.
Даже не занимаясь статистикой, можно сказать, что несколько (но далеко не все!) орфографических и пунктуационных правил дают львиную долю ошибок в сочинениях и тестах. Поэтому мы не ставили перед собой цель изложить весь курс русского языка в правилах и исключениях, а стремились, если можно так выразиться, расставить вешки: будь осторожен в этом случае, здесь можно ошибиться! Мы постарались также помочь вам запомнить некоторые сложные правила при помощи алгоритмов, схем и "шпаргалок", которые - надеемся - помогут просвещенному уму, но - увы! - ничем не помогут тем, кто - только начинает изучать правописание ЖИ и ШИ. Как в вождении автомобиля есть разные уровни (курсант, шофер-любитель, профессионал, ас-гонщик), так и в освоении русского правописания есть разные ступени.
Наша книга - для тех любителей, которые хотят стать профессионалами. (А какой русский не любит грамотного письма?!)
Сохраняя аналогию с вождением автомобиля, мы предлагаем вам сдать на права - пройти тестирование на грамотность. Первый тест открывает книгу, второй - закрывает. Оба теста представляют собой варианты экзаменационного: в них присутствуют те же три основных раздела - орфография, пунктуация и культура речи, те же типы заданий. Правильные ответы на 20 из 40 вопросов приблизительно соответствуют оценке "удовлетворительно", 26-30 из 40 - "хорошо".



Следующие статьи: