Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ЕГЭ 2012. Русский язык. Типовые тестовые задания. Подготовка к выполнению части 3(C) / О.М. Мамай

( 4 Голоса (ов) ) 

ЕГЭ 2012. Русский язык

Пособие содержит задания направленные на выработку устойчивых навыков написания сочинения по прочитанному тексту.
Работая с пособием, учащийся научится формулировать проблему текста и его главную мысль, комментировать проблему с опорой на текст, выражать собственную позицию и агрументировать ее.

Издание рассчитано на учителей-словесников, методистов, а также старшеклассников, готовящихся к Единому государственному экзамену.



 



Введение....................................................................................4
Требования к сочинению..............................................................6
Как оценивается сочинение...........................................................7
Некоторые термины, о которых нужно иметь представление
при работе над сочинением......................................................... 11
РАБОТА 1................................................................................ 14
РАБОТА 2................................................................................28
РАБОТА 3................................................................................40
РАБОТА 4................................................................................52
РАБОТА 5................................................................................61
РАБОТА 6................................................................................ 72
РАБОТА 7................................................................................82
РАБОТА 8................................................................................92
РАБОТА 9...............................................................................100
Ключи....................................................................................108

Сочинение по прочитанному тексту является обязательной частью Единого государственного экзамена по русскому языку, который предстоит сдавать всем выпускникам средней школы.
Часть 3(C) Единого экзамена — сочинение —наиболее трудная для большинства учащихся, поскольку проверяет не одно, а целый комплекс умений, связанных с пониманием и трансформацией текста-источника, а также выражением собственного мнения по одной из проблем текста и изложением аргументирующих доказательных суждений, соотнесённых с идеей данного текста.
Как показывает практика, учащиеся слабо владеют навыками композиционного оформления сочинения, не умеют доказывать свою точку зрения по заявленной проблеме и имеют расплывчатое представление о цельности и логичности текста.
Следовательно, такому специальному виду речемыслитсльной деятельности, как написание сочинения по предложенному тексту, школьников следует учить целенаправленно.
Предлагаемое пособие представляет собой сборник материалов для практической тренировки учащихся в навыках написания экзаменационного сочинения. Оно состоит из ряда методических разработок, в которых продемонстрированы основные шаги выполнения работы.
В результате практических тренировок учащийся должен осознать, что работа над сочинением сводится к следующей схеме:
1. Формулирование проблемы исходного текста;
2. Комментирование проблемы с опорой на текст;
3. Формулирование главной мысли исходного текста;
4.  Выражение собственной позиции и аргументация этой позиции с привлечением жизненного и читательского опыта.
Настоящее пособие обучает написанию сочинения с опорой на данную схему и предлагает отработку навыков написания каждой из частей сочинения на структурно различных текстах с использованием вариативных подходов к анализу каждого текста и поиску необходимой аргументации.
Важное место в пособии отведено формированию умений в письменной речи как самостоятельному творческому действию. Автор пособия считает, что творческая письменная речь является результатом длительных тренировок и «проб пера». В связи с этим в пособии уделяется большое внимание анализу исходного текста и составлению его планов — назывного и вопросного. На основе планов предлагается соз-
давать высказывания — различные по степени развёрнутости и самостоятельности. Сначала высказывания учащихся могут строиться на традиционных опорах, к числу которых относятся ключевые слова, план, заданная модель предложения. В дальнейшем количество опор сокращается — остаётся лишь главная мысль, которую ученики должен воплотить в письменном высказывании.
Особая роль отводится ключам. Тексты, приведённые в ключах, являются не просто правильными ответами на поставленные вопросы. Ключи должны продемонстрировать то, как одна и та же мысль может быть выражена различными лексико-грамматическими способами. Учащемуся же предлагается проанализировать тексты, представленные в ключах, и найти лучший способ выражения мысли. При этом ученики могут строить собственные высказывания на основе текстов, представленных в ключах, с использованием, например, синонимии. Кроме того, материал ключей может служить основой для контаминации — высказываний учащихся, построенных на комбинации различных вариантов уже выраженной «чужой» мысли. В этом случае высказывания учащихся будут считаться самостоятельными: они не списываются бездумно из одного источника, а творчески комбинируются из различных данных в ключах вариантов. По мнению автора, работа с опорами позволяет постепенно формировать самостоятельную творческую грамотную речь у старшеклассников.
В конце большинства работ имеются образцы сочинений по исходному тексту. Образцы сочинений не следует рассматривать как эталоны экзаменационных работ, но лишь как возможные варианты, соответствующие требованиям, изложенным в «Критериях оценивания ответа на задание части 3 (С1)». Приведенные сочинения могут служить одним из источников для написания собственных сочинений учащимися.
Как уже было отмечено, методика подготовки к написанию сочинения, разработанная автором настоящего пособия, представляет собой практические рекомендации по анализу исходного текста и написанию сочинения-рассуждения.
Представленные в пособии тексты из произведений известных деятелей науки и культуры: Д.С. Лихачёва, В.Н. Корнилова, Ю.М. Орлова и других касаются нравственных проблем.

Для того чтобы достойно выполнить одно из наиболее трудных заданий экзамена (часть ЗС) — написать сочинение, вам следует хорошо знать требования, предъявляемые к этому виду работы, и критерии оценивания сочинения.
Важно подчеркнуть, что сочинение, которое вам предлагается написать, требует не только понимания текста-источника, но и умения сформулировать собственную мысль по поводу текста, развить ее в аргументирующих суждениях, подтвердить в заключительной формулировке. Предлагаемая работа должна иметь довольно жёсткую композиционную структуру.
В сочинении вам нужно сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором исходного текста. При этом не рекомендуется увлекаться цитированием данного для анализа текста. Напротив, вы должны овладеть некоторыми средствами аналитического описания текста-источника, предполагающими его значительную перефразировку.
Далее вам предлагается сформулировать позицию автора (рассказчика), а также выразить согласие или несогласие с его точкой зрения и объяснить причины согласия или несогласия.
Наконец, вам предстоит изложить свои доводы — аргументы в защиту высказанной вами точки зрения по поводу проблемы, затронутой в тексте. Рекомендуется привести два аргумента на основе имеющихся у вас знаний — жизненного или читательского опыта.
Напомним:
•        объём сочинения должен составлять не менее 150 слов. Следует, однако, иметь в виду, что сочинение, претендующее на высокий балл, скорее всего несколько превысит этот объём. Как показывает практика, оптимально удовлетворить всем требованиям удаётся в тексте, содержащем до 300 слов;
•        работу следует писать с опорой на текст-источник, в противном случае сочинение не оценивается:
•        пересказанный или переписанный исходный текст без творческой переработки — анализа, комментария, собственных умозаключений — оценивается нулём баллов;
•        следует писать сочинение аккуратно, разборчивым почерком и ориентировать его на эксперта, оценивающего текст. Выпускник должен хорошо знать критерии проверки и оценки сочинения (задания С1)

Сочинение оценивается по трём позициям: с точки зрения содержания, с точки зрения речевого оформления, грамотности. Максимальное количество баллов, которое вы можете получить за письменную работу равно 23.

Содержание

•         Для того чтобы ваше сочинение удовлетворяло критерию К1, вам необходимо выделить и правильно сформулировать одну из проблем исходного текста и не допустить фактических ошибок, связанных с пониманием и формулированием проблемы. Если вы корректно сформулировали выделенную в тексте проблему, вы получаете 1 балл.
•         После того как проблема сформулирована, вам необходимо её прокомментировать с опорой на текст, вы должны показать своё умение анализировать исходный текст и излагать, не пересказывая, его содержание с использованием аналитических описательных средств. При этом важно, чтобы вы комментировали именно ту проблему, которую сформулировали, без фактических ошибок и искажений содержащейся в тексте информации. За корректно выполненную комментирующую часть вы получите 2 балла по критерию К2, но, если в комментарии допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста, — 1 балл.
•         Комментирующая часть сочинения должна завершиться тезисом, в котором вы излагаете позицию автора текста по рассматриваемой проблеме. Позицию автора текста можно назвать также «главной мыслью текста» или «точкой зрения автора». Важно иметь в виду, что сформулированная в сочинении проблема исходного текста и точка зрения автора должны перекликаться друг с другом, причём в изложении главной мысли должен быть представлен некоторый ответ на проблемный вопрос, поставленный вначале. Если вы выразили позицию автора чётко и грамотно, то получаете 1 балл по критерию КЗ.
•         Далее вам следует выразить своё мнение по проблеме, сформулированной в тексте: во-первых, вы соглашаетесь с автором либо корректно  возражаете   ему,   во-вторых,   вы  обосновываете  своё мнение по проблеме двумя аргументами, которые вам следует извлечь из своего читательского или жизненного опыта. Предполагается, что один из доводов явится примером из известного вам литературного произведения, другой будет основан на факте, имевшем место в жизни. За корректное выполнение данной части работы вы получаете 3 балла по критерию К4. Если же вы лишь частично выполните поставленную задачу, то есть приведете один аргумент из художественной литературы, вы получаете 2 балла. Если ваш аргумент основывается на жизненном опыте, вы получаете 1 балл. Если аргументы в вашем сочинении вообще отсутствуют, баллы за данную часть работы вам не начисляются.

Речевое оформление

• По критерию К5 сочинение оценивается с точки зрения смысловой цельности (целостности), речевой связности и последовательности изложения. Для того чтобы сочинение характеризовалось цельностью, оно должно иметь одну главную мысль, которая объединит все другие, сопричастные ей мысли. Иными словами, вы не должны уходить от темы, напротив, вам нужно чётко следовать избранному пути, заявленному в формулировке проблемы исходного текста. Чтобы текст сочинения был связным, важно следить за тем, чтобы переход от одной подтемы к другой был плавным и содержал речевые средства, характеризующие связность.
Последовательность изложения в данной работе достигается чётким следованием составленному плану и заботой о том, чтобы последующее логически вытекало из предыдущего. Чрезвычайно актуально в связи с этим напомнить о важности не только общей идеи вашего сочинения, объединяющей все мысли, в нём содержащиеся, но и о разграничении мыслей — о разделении текста на абзацы, свидетельствующие о движении, развитии ваших мыслей, об их логическом порядке. Кроме того, чрезвычайно важно создать также небольшое заключение, которое ещё раз подчеркнёт главную идею вашего текста и продемонстрирует то, что именуется цельностью и последовательностью мысли. Если ваш текст представляет собой связное речевое целое, в котором отсутствуют логические ошибки, вы получаете 2 балла. В случае частичного выполнения условий цельности, связности и последовательности — 1 балл. Если в вашей работе не просматривается коммуникативного замысла — общей идеи, она оценивается нулём баллов.
•         Ваша работа будет оцениваться также но критерию точности и выразительности речи — Кб. Точность речи — это использование в данном конкретном тексте слов, адекватных выражаемому смыслу. Для того чтобы выполнить это условие, вам необходимо иметь представление о синонимии, антонимии, паронимии в русском языке. Не следует употреблять в своём тексте жаргонных, просторечных, диалектных, а также некоторых заимствованных слов, которые не мотивированы условиями контекста. Выразительность речи достигается за счёт уместного использования языковых средств и их разнообразия. Следует помнить, что в поле зрения проверяющего будет не только лексика, но и грамматика сочинения: в вашей работе должны быть различные структуры предложений, простых и сложных, что будет свидетельствовать о вашем языковом развитии и культурном развитии в целом. Если ваше сочинение характеризуется точностью выражения мыслей и разнообразием грамматических структур, вы получаете по данному критерию 2 балла. Если ваш текст построен на однотипных грамматических конструкциях, хотя и достаточно точен по языку, вы получаете 1 балл. Если ваша речь бедна и невыразительна, отличается скудостью грамматического строя, баллы по этому критерию вам не начисляются.

Грамотность

•         Орфографическая грамотность оценивается по критерию К7. Орфография — это правописание, то есть правильное написание слов, закреплённое в словарях и справочниках. Орфографическая ошибка — это нарушение правил правописания. При проверке сочинения ошибки в правописании делятся на грубые и не-грубые: две негрубые ошибки считаются одной полнозначной ошибкой. К негрубым ошибкам обычно относят трудные случаи правописания, которые являются спорными даже для специалистов, а также те орфограммы, которые редко встречаются в школьной практике. Учитывается и однотипность ошибок: при повторяемости однотипной ошибки учитывается лишь одна ошибка. Если в вашей работе не зафиксировано орфографических ошибок, вы получаете 3 балла по критерию К7; если же обнаружены 2 ошибки, вы получаете 2 балла; если 3-4 ошибке — 1 балл; более 4 ошибок — 0 баллов.
•         Если в вашем сочинении нет пунктуационных ошибок, то есть ошибок на знаки препинания, или допущена одна негрубая ошибка, вы получаете 3 балла по критерию К8. В том случае, если вы допустили не более 3 ошибок на пунктуацию, вы получаете 2 балла; если вы сделали 4-5 ошибок, вы получаете 1 балл; если в вашей работе обнаружено более 5 ошибок, по критерию К8 вам баллы не начисляются.
•         Критерий К9 существует для того, чтобы оценить использование и построение языковых единиц в вашей работе — слов, словосочетаний и предложений. При отсутствии языковых ошибок экзаменуемый получает 2 балла, при наличии более двух ошибок — ноль баллов.
Грамматическая ошибка — это ошибка в образовании формы слова, в структуре словосочетания, в построении предложения. Типы грамматических ошибок представлены, в частности, в целом ряде заданий части А ЕГЭ.
•         Проверка сочинения по критерию К10 анализирует речевые нормы вашей работы. Речевая ошибка — это неверное использование языковой единицы, прежде всего слова. Данный критерий перекликается с критерием Кб и предусматривает более детальный просмотр сочинения с точки зрения употребления слов. Так выясняется, различает ли автор сочинения оттенки значений тех или иных слов; употребляет ли слова в свойственных им значениях или нет; допускает ли необоснованные повторы; нарушает ли сочетаемость лексических единиц; использует ли литературную лексику или допускает наличие просторечий, диалектизмов или жаргонизмов; видит ли разницу в паронимах; не ошибается ли в выборе антонимов; адекватно ли приводит фразеологизмы. Если вы не допустили речевых ошибок или допустили одну ошибку, вы получаете 2 балла, если вами допущены 2 или 3 ошибки, ваша работа оценивается 1 баллом. Если в работе более трёх ошибок, она оценивается нулём баллов по данному критерию.
•         Критерий К10 проверяет сочинение с точки зрения этичности пишущего. Если вы с уважением отзываетесь об авторе и его позиции, избегаете резких, категоричных выводов, не допускаете жаргонной и бранной лексики, то вы получаете 1 балл за сочинение по данному критерию.
•         Оценка сочинения по критерию К12 означает проверку вашего текста с точки зрения того, насколько корректно вы использовали материал, приведённый в аргументах: цитаты, даты событий, факты биографии автора, героев, фамилии, отчества и т.д. Отсутствие ошибок прибавляет к имеющимся у вас баллам ещё 1 балл; наличие ошибок приводит к оценке «ноль баллов» по данному критерию.

НЕКОТОРЫЕ ТЕРМИНЫ, О КОТОРЫХ
НУЖНО ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРИ РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ
1.       Текст — последовательность предложений, объединённых общей темой и идеей и характеризующихся смысловой завершённостью. Показателями завершённости текста являются возможность подобрать к нему заголовок, а также правильное соотношение содержания введения и заключения.
2.       Тема — предметное содержание текста, то, о чём говорится в нём.
3.       Проблема — вопрос, задача, которые требуют разрешения. Проблемой моясет быть вопрос, не допускающий однозначного ответа. Например: «Что такое патриотизм?» или сБудет ли достойный человек пресмыкаться перед властями предержащими?». Проблема предполагает наличие конфликта во взглядах, разных точек зрения в понимании поставленного вопроса. При наличии нескольких проблем в тексте говорят о его проблематике.
4.       Комментарий к проблеме — это разъяснение проблемы, её интерпретация. Комментарий включает в себя характеристику проблемы с позиций её актуальности, а также с точки зрения того, как она представлена автором и толкуется им в событиях и ситуациях анализируемого текста. Прокомментировать проблему — значит показать степень понимания текста, умение видеть его важнейшие аспекты и уловить ход авторской мысли.
5.       Средства описания текста — типовые конструкции (клише) для выражения авторских действий. Например: «автор текста ставит проблему»; «он полагает»; «автор заставляет читателя задуматься»; «автор разоблачает...»; «автор отстаивает точку зрения...»; «автор призывает к...», «так как убеждён в том, что...» и т.д. Можно выделить типовые конструкции для описания различных аспектов содержания текста, например для введения, заключения, включения иллюстративной части и так далее.
6.       Точка зрения автора — авторская позиция, отношение автора к той или иной проблеме. В текстах научного или публицистического стилей такая позиция выражается прямо, открыто; в текстах же художественного стиля — скрыто, через подтекст.
7.       Главная мысль автора — то же, что авторская позиция и точка зрения автора.
8.       Идея текста — ответ на поставленную проблему, главная мысль, выражающая авторскую позицию. Синонимы: «точка зрения автора», «главная мысль автора».
9.       Тезис — высказанная мысль, положение. В сочинении тезис — это каждая из композиционных частей работы, самостоятельно сформулированная автором.
10.     Аргумент — логический довод, доказывающий истинность или ложность тезиса. В сочинении аргумент — это пример из произведения художественной литературы, подтверждающий высказанную мысль, а также пример из жизни, утверждающий истинность ранее сформулированного тезиса.
11.     Цельность текста — наличие в тексте единой коммуникативной цели (мысли), объединяющей весь текст и связывающей все композиционные его элементы в единую структуру. В сочинении не должно быть материалов, не относящихся к теме сочинения, поскольку они нарушают его цельность. Такие композиционные части текста, как введение и заключение, должны соответствовать его теме и соотноситься друг с другом по принципу «вопрос — ответ». Изложение мыслей в сочинении не должно быть беспорядочным, поскольку это нарушает цельность текста и затрудняет его понимание читающим. Вот почему для пишущего сочинение нужен предварительно составленный план. Следует помнить о трёхчастной композиции сочинения, включающей введение, основную часть и заключение. Основная часть, в свою очередь, может содержать также несколько положений, которые следует отделить друг от друга абзацами. Как минимум же абзацами отделяются друг от друга введение, основная часть и заключение. При этом введение и заключение не должны быть больше основной части.
12.     Связность — продуманность композиции текста, вытекание последующего из предыдущего; наличие необходимых средств связи между элементами текста и между отдельными предложениями, а также наличие средств описания текста.
13.     Логичность — непротиворечивость смысловых компонентов текста друг другу и главной мысли (идее); отсутствие логических ошибок. К логическим ошибкам относится, например, алогизм — сопоставление несопоставимых понятий («Язык героев Платонова отличается от всех других героев»); подмена понятия («Мы с нетерпением ждали приближения премьеры фильма» — ждут не приближения, а премьеры); утверждение взаимоисключающих понятий («Спустя год назад, он уехал за границу»); сочетание логически неоднородных понятий («В вазе лежали яблоки, груши. Фрукты, сливы»); неправильное установление причинно-следственных связей («После того как Одинцова посетила Базарова, ему ничего не оставалось делать, как умереть»).
14.     Абзац — отступ в начале строки, красная строка, а также фрагмент текста между двумя отступами. Абзац является элементом композиционного членения текста, средством выделения его смысловых частей. Абзацное членение текста — во многом авторское членение: не кто иной, как автор, определяет, какие части выделить в специальные абзацы, а какие, напротив, соединить в единый фрагмент. В экзаменационном сочинении выпускник должен строить свой текст с учётом абзацного членения, подчёркивая структурность своего эссе и заботясь о читателе (эксперте), который будет проверять его текст.
15.     Введение — вступительная часть сочинения, излагающая тему и проблему анализируемого текста. В экзаменационном эссе нет необходимости излагать тему исходного текста, но суть одной из проблем изложить нужно обязательно. Эта часть сочинения может быть условно названа введением.
16.     Заключение — последняя часть текста сочинения, утверждающая его цельность. В заключении следует ещё раз подчеркнуть ту мысль, которая избрана автором как главная.
17.     Рецензия — критический отзыв о каком-либо произведении, о его особенностях, достоинствах и недостатках. В рецензии обычно подчёркивается актуальность, важность темы, глубина авторского подхода к ней, перечисляются основные композиционные элементы исходного текста с точки зрения того, как они раскрывают основную мысль или основную проблему, затронутую в произведении. Выпускное сочинение школьника может иметь характер рецензии или содержать ее элементы.
18.     Эссе — статья, содержащая размышления по какому-либо вопросу: социальному, философскому, этическому. Автор эссе может отталкиваться от литературного произведения, осмысливая поставленную в нём проблему, развивая мысли его автора, споря с ним. Эта форма не требует полного анализа разбираемого произведения — эссе интересно прежде всего самостоятельностью мысли, ее яркостью.

Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ 2013 по английскому языку, М. В. Вербицкая



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Русский язык ЕГЭ 2012. Русский язык. Типовые тестовые задания. Подготовка к выполнению части 3(C) / О.М. Мамай