Пособие "9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания" Г.И. Лернер содержит 10 вариантов типовых тестовых заданий государственной итоговой аттестации (в новой форме) 2012 года по подготовке к ГИА 2013 по биологии.
Автор заданий — преподаватель и методист, принимающий непосредственное участие в разработке контрольных измерительных материалов ГИА.
Назначение пособия — отработка практических навыков учащихся при подготовке к экзамену (в новой форме) в 9 классе по биологии.
В сборнике изложен подробный разбор и решение всех заданий одного из вариантов, помимо этого даны ответы на все варианты тестов. Приведена подробная инструкция по проверке и оценке работ учащихся.
Сборник предназначен для учителей и методистов, готовящих учащихся к Государственной итоговой аттестации, а также для самоподготовки и самоконтроля учащихся 9 классов основной школы.
Рекомендации для учащихся по подготовке к экзамену.............................. 7
Вариант 1 (с разбором ответов)...............................................................9
Часть 1 (А).......................................................................................9
Часть 2 (В)......................................................................................17
Часть 3(C)......................................................................................20
Вариант 2............................................................................................25
Часть 1(A)......................................................................................25
Часть 2 (В)......................................................................................30
Часть 3(C)......................................................................................32
Вариант 3............................................................................................36
Часть 1(A)......................................................................................36
Часть 2 (В)......................................................................................42
Часть 3(C)......................................................................................44
Вариант 4............................................................................................47
Часть 1(A)......................................................................................47
Часть 2 (В)......................................................................................52
Часть 3(C)......................................................................................54
Вариант 5............................................................................................58
Часть 1(A)......................................................................................58
Часть 2 (В)......................................................................................64
Часть 3(C)......................................................................................66
Вариант 6............................................................................................70
Часть 1(A)......................................................................................70
Часть 2 (В)......................................................................................76
Часть 3(C)......................................................................................78
Вариант 7............................................................................................81
Часть 1(A)......................................................................................81
Часть 2 (В)......................................................................................87
Часть 3(C)......................................................................................90
Вариант 8............................................................................................93
Часть 1(A)......................................................................................93
Часть 2 (В)....................................................................................100
Часть 3(C)....................................................................................102
Вариант 9..........................................................................................105
Часть 1(A)....................................................................................105
Часть 2 (В)....................................................................................112
Часть 3(C)....................................................................................115
Вариант 10........................................................................................117
Часть 1 (А)....................................................................................117
Часть 2 (В)....................................................................................123
Часть 3(C)....................................................................................125
Ответы..............................................................................................128
Вариант 1.....................................................................................128
Вариант 2.....................................................................................131
Вариант 3.....................................................................................134
Вариант 4.....................................................................................137
Вариант 5.....................................................................................140
Вариант 6.....................................................................................143
Вариант 7.....................................................................................146
Вариант 8.....................................................................................149
Вариант 9.....................................................................................152
Вариант 10 ...................................................................................155
Итак, что же собой представляет этот экзамен? Экзаменационная работа состоит из трех частей
Первая часть содержит 24 задания типа А (с выбором одного правильного ответа), вторая часть содержит 4 задания типа В (1 с выбором трех правильных ответов из шести, 1 — на соответствие, 1 — на нахождение правильной последовательности событий, процессов и 1 — на работу по заполнению пропусков в тексте. Третья часть С содержит три задания: 1 — вопрос со свободным ответом, 1 — на умение извлекать из текста необходимую информацию и отвечать на поставленные вопросы к нему и 1 — на умение работать с таблицей и делать определенные выводы из статистических данных.
По уровню сложности все задания распределены следующим образом: (Б) базовый уровень — 22 задания, (П) повышенный уровень — 7 заданий, (В) высокий уровень — 2.
Общее время выполнения работы — 140 минут. Всего заданий — 31. В содержание экзамена входит ряд блоков, которые предстоит повторить при подготовке.
Первый блок "Биология как наука" проверяет знания о научных методах, применяемых в биологии (наблюдение, моделирование, эксперимент, описание, измерение), о роли биологии в жизни общества, о понимании биологической картины мира. Нужно знать и о том, чем занимается каждая из биологических наук. Например, анатомия — это наука о строении организма, а генетика — наука, изучающая законы наследственности. Также надо знать о предметах изучения ботаники, зоологии, экологии, эволюционного учения и т.д.
Второй блок «Признаки живых организмов» проверяет знание материала о клеточном строении организмов, функциях клеток и тканей, о строении органов и систем органов. В этом же блоке проверяется знание таких понятий, как наследственность и изменчивость, размножение. Некоторые задания этого блока проверяют ваши знания о приемах выращивания и разведения растений и животных.
Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы» содержит задания, требующие от учащегося знаний об отличительных признаках основных царств живой природы. Вы должны уметь сравнивать эти царства друг с другом, давать их общую характе-
ристику, классифицировать таксономические группы растений и животных в соответствии с правилами систематики. В этом же разделе проверяются знания о процессе эволюции органического мира и биологическом разнообразии, которое является основой устойчивости биосферы и результатом эволюции.
Четвертый блок «Человек и его здоровье» включает задания, проверяющие знания о происхождении человека, его биосоциальной природе, строении и функциях его органов и систем органов. В этот блок входит практически все содержание учебника «Биология человека».
Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» содержит задания, проверяющие знания о системной организации живой природы. В этих заданиях проверяется усвоение таких понятий, как экосистема, популяция, вид, функциональные компоненты экосистемы (продуценты, консументы, редуценты), экологические факторы, экологические проблемы человечества, современная естественнонаучная картина мира.
К особенностям экзаменационной работы 2011-2012 г. следует отнести сокращение количества заданий в части 3 (С), а также некоторые изменения, внесенные для того, чтобы проверить умения учащихся интерпретировать простые графические данные (задание А22) и анализировать статистические данные таблиц и делать из них определенные выводы (задание СЗ). Это интересные задания, побуждающие человека к размышлениям, анализу и применению собственных знаний в новой ситуации. Подробнее мы разберем эти задания в дальнейшем.
Будем отвечать по порядку. Начинать подготовку к экзамену рекомендуется с 1 сентября нового учебного года. Ведь вам предстоит повторить курсы 6-8 классов и хорошенько усвоить курс 9 класса. Это достаточно серьезная работа. Начать нужно с правильного подбора учебников и учебных пособий. Но для этого необходимо точно понимать, что именно спрашивается в экзаменационных работах. Это важно потому, что некоторые учебники могут содержать намного больше материала, чем необходимо для экзамена, некоторые — меньше. Поэтому сначала приобретите пособие, содержащее несколько вариантов ГИА, и познакомьтесь внимательно с учебным материалом, который подвергается проверке. На многих сайтах Интернета есть материалы ГИА по биологии, в которых отражено все проверяемое содержание. Стоит набрать в поисковике «ГИА по биологии — спецификация», и вы найдете необходимый материал. Далее нужно выбрать понятное учебное пособие, в котором содержится и теоретическая часть учебного материала, и тематические тренировочные задания. Сейчас таких пособий достаточно много, и каждый может выбрать себе то, которое его больше устраивает. Ни в коем случае не следует забывать про школьные учебники, ибо, как правило, только в них вы сумеете найти и основные сведения по каждой теме, и, что главное, хорошие цветные рисунки.
Теперь мы попытаемся ответить на вопрос «Как заниматься?».
Прежде всего составьте с помощью учителя или родителей собственный план занятий. Имейте в виду, что времени на подготовку всегда не хватает, поэтому не откладывайте эту работу. Распределите учебный материал таким образом, чтобы вы могли повторить его в течение года не менее 2 раз, а лучше 3-4 раза. План этот может выглядеть примерно так:
Сентябрь — биология как наука, биология растений и решение тематических заданий.
Октябрь — биология животных и решение тематических заданий
Ноябрь — биология человека и решение тематических заданий
Декабрь — общие закономерности, материал первого полугодия и решение тематических заданий.
Январь — биология как наука, биология растений и решение тематических заданий.
Февраль — биология животных и решение тематических заданий.
Март — биология человека и решение тематических заданий.
Апрель — общие закономерности и решение тематических заданий.
Май — повторение и решение вариантов ГИА по самым разным изданиям.
Теперь ответим на вопрос «Как работать с учебными материалами?».
Любая учебная работа начинается с чтения и осмысления читаемого текста. Подавляющее большинство школьников читают учебный текст, пытаясь его запомнить. Повторим — не понять, а запомнить. Это обычное явление, связанное со спешкой. Однако вспомните — много ли у вас остается информации в памяти после объяснения учителем нового материала? В лучшем случае 2-3%. То же самое происходит и при чтении учебника. Еще А.С. Грибоедов сказал: «...Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой...». Для вас это означает, что читать надо медленно, стараясь понять смысл текста. После прочтения материала необходимо поставить к нему вопросы, ответы на которые позволят вам лучше усвоить прочитанное. Совсем не лишним будет и пересказ прочитанного текста вслух товарищу и кому-нибудь из родителей. Вообще одним из наиболее эффективных способов подготовки к экзамену является работа вдвоем. Такой прием в работе позволяет и объяснить материал, и проверить друг друга, и поспорить, и посоревноваться в скорости выполнения заданий, и т.д.
Прочитав и усвоив текст, необходимо выполнить задания к нему.
Выполнение любого задания начинается с осмысления вопроса, будь то вопрос в экзаменационном билете или в тестовом задании. От правильного понимания смысла вопроса зависит правильность вашего ответа. Точное понимание вопроса избавит вас от неверной трактовки вариантов ответов в тех случаях, когда необходимо выбрать один правильный ответ из четырех или соотнести понятия и термины друг с другом. Тем более важным становится это умение при решении заданий из частей В и С. Именно поэтому следует убедиться в том, насколько точно понят вами вопрос задания. В дальнейших комментариях будет показано, как это важно. Для того чтобы правильно отвечать на задания с выбором одного ответа, надо:
- внимательно читать учебник;
- понимать смысл вопроса;
- доказывать правильность единственного ответа;
- объяснять, почему остальные ответы неправильны;
- сразу исключать заведомо неверные ответы.
Если вы встретили вопрос, на который не можете сразу ответить, то сначала поищите ответ в учебнике. Если этот вопрос попался вам на контрольной работе или на экзамене, то вам придется применить алгоритм, который называется ДА/НЕТ. Этот алгоритм означает, что, выбирая ответ, вы должны спросить себя «Почему ДА или почему НЕТ?». Иными словами каждый раз необходимо выбирать тот ответ, правильность выбора которого вы можете доказать.