Подготовка к ОГЭ по географии, ГИА 9

ГИА 2014 по географии, 9 класс. Тренировочные вариант / Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова

ГИА 2014 по географии

ГИА 2014 по географии для 9 класса – тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. Пособие содержит:


Авторы-составители: Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова


В данном пособии представлено десять вариантов экзаменационных работ по географии (в каждом по 30 заданий) с ответами и критериями оценивания. Назначение тренировочных вариантов заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в эти варианты, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Экзаменационная работа состоит из 30 заданий разных типов. Задания проверяют географические знания, составляющие основу географической грамотности выпускников, а также способность применить знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса школьной географии.

Особенностью экзаменационных работ является их направленность на проверку сформированности таких востребованных в современном мире умений, как пользоваться разными источниками информации — статистическими материалами, географическими картами, текстами. При разработке экзаменационных работ были учтены также требования по ориентации современного образования на формирование умений применять полученные знания в самых разнообразных ситуациях, учебных и жизненных. Был сделан акцент на компетентностные задания, т.е. такие, которые проверяют возможность применить имеющиеся географические знания для анализа явлений и процессов, происходящих в современном мире. Для этого были разработаны задания, которые требуют определить из предлагаемой ситуации, какие географические знания требуются для её понимания и анализа, и затем применить их в ситуациях, близких к жизненным, проверяют умение извлекать информацию из текста, статистических таблиц, карт, в том числе карт атласов. В заданиях использованы реальные сообщения средств массовой информации.

При выполнении работы разрешается пользоваться атласами 7—9 классов. Но в заданиях нет прямого указания на использование карт атласа. Учащиеся сами должны определить, какие карты атласа и для выполнения каких заданий целесообразно использовать. Так проверяется сформированность умения выделить географическую составляющую предлагаемой ситуации и выбрать адекватный источник информации для её решения. Для подготовки к экзамену следует пользоваться школьными географическими атласами.

В экзаменационную работу не планируется включать задание, в котором предлагается определить город России, являющийся наибольшим по численности населения. Задание, в котором предлагалось, применив умения чтения карт с помощью различных картографических способов, определить на физической карте высоты географических объектов (городов), заменено на задание, в котором необходимо, применив умения чтения карт с помощью различных картографических способов, определить численность населения городов России (задание 16). Задания с развернутым ответом являются более сложными по сравнению с остальными заданиями.

В работе имеются задания, которые можно выполнить с использованием различных источников информации. В некоторых заданиях, например, даётся небольшой текст или таблица и к ним несколько заданий разной формы — с выбором ответа и с развёрнутым ответом. В таком случае в инструкции к заданиям указывается, какие именно задания выполняются с использованием данного источника информации («Задания 22—23 выполняются с использованием приведённого ниже текста»).

Наряду с проверкой сформированности предметных компетентностей, работа традиционно проверяет знание географических фактов, закономерностей, понимание сущности географических явлений и процессов, их проявления на разных территориях. Важной частью работы также является проверка пространственных представлений о мире и нашей стране.

В связи с требованиями стандарта в экзаменационной работе проверяется сформированность представлений о странах и регионах мира.

В работе представлены задания разного уровня сложности — базового, повышенного, высокого.

Требования стандарта к уровню подготовки выпускников относятся к трём основным видам деятельности: воспроизведение знаний и умений, применение знаний и умений в знакомой ситуации, применение знаний и умений в изменённой или новой ситуации.

Воспроизведение знаний требует называть основные факты и закономерности, признаки географических объектов и явлений; показывать и описывать положение важнейших географических объектов и ареалы распространения географических явлений на карте; решать картометрические задачи; извлекать из одного источника информации географическую информацию, представленную в явном виде.

Применение знаний и умений в знакомой ситуации предполагает владение умениями определять показатели, характеризующие географические объекты, процессы, явления на основе предъявляемой в разном виде информации; представлять географическую информацию в разных видах; приводить примеры проявления географических процессов и явлений, географических закономерностей; узнавать, определять географические объекты, процессы и явления по их признакам; сравнивать географические объекты и явления, степень проявления географических процессов на разных территориях по указанным признакам; устанавливать и объяснять взаимосвязи между географическими явлениями и процессами; выявлять эмпирические зависимости на основе данных, полученных в результате наблюдений; классифицировать географические объекты и явления.

Применение знаний в изменённой и (или) новой ситуации предусматривает умения распознавать в реальных жизненных ситуациях вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть решены средствами географии; объяснять события в контексте реальных ситуаций с использованием имеющихся географических знаний; давать оценку географическим объектам, процессам и явлениям, прогнозировать их развитие.

Для успешного выполнения заданий высокого уровня с развёрнутым ответом следует внимательно читать вопросы и записывать как можно более подробное и полное объяснение географического процесса или явления, о котором идёт речь. В пособии представлены критерии оценивания таких заданий, и это может помочь составить представление о том, как оцениваются ответы на такие задания.

Количественное распределение заданий аттестационной работы по основным умениям и способам деятельности следующие: «знать/понимать» — 13 заданий, «уметь» — 14 заданий, «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» — 3 задания. Распределение заданий по разделам обязательного минимума содержания основного общего образования по географии: «Источники географической информации» — 6 заданий, «Природа Земли и человек» — 7, «Материки, океаны, народы и страны» — 2, «Природопользование и геоэкология» — 2 , «География России» — 13 заданий.

На выполнение работы на экзамене отводится 2 часа (120 минут).

На выполнение каждого задания отводится от 1 до 12 мин. в зависимости от типа и уровня сложности задания.

При выполнении экзаменационной работы учащиеся должны быть обеспечены линейками, непрограммируемыми калькуляторами и географическими атласами для 7—9 классов.

К экзамену можно готовиться по учебникам для основной школы, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства».

Проверка заданий с выбором и кратким ответом осуществляется с помощью компьютера, а проверку заданий с развёрнутым ответом осуществляют специалисты-предметники, прошедшие специальную подготовку по проверке и оцениванию заданий с развёрнутым ответом. К каждому заданию со свободным развернутым ответом эксперту предлагается инструкция с эталоном ответа и критериями оценивания.

Подготовка ГИА 2014 по географии



Предыдущие статьи:

Следующие статьи: