Подготовка к ОГЭ по информатике, ГИА 9 класс

ОГЭ 2016. Информатика. Тематические тренировочные задания: 9 класс / Е.М. Зорина, М.В. Зорин

Задания к ГИА 2016 по информатике, варианты и тесты

Учебное пособие "ОГЭ 2016. Информатика. Тематические тренировочные задания: 9 класс" Зориной Е.М. содержит:

Пособие предназначено ученикам 9-х классов для подготовки к ОГЭ 2016 года по информатике.

В книге даны задания по основным учебным темам курса основной школы по информатике, а также приведены варианты тренировочных заданий, соответствующие КИМ ОГЭ 2016.


Автор:
Зорина Елена Михайловна


По окончании 9-го класса с целью выявления уровня подготовки выпускников и их аттестации за курс основной школы проводится экзамен по предмету «Информатика и ИКТ», результаты которого могут учитываться также при переходе учащихся на профильную старшую ступень общеобразовательной школы (10-11-е классы).

Завершение 9-го класса можно рассматривать как определенный рубеж в изучении предмета. Учащимися уже изучен достаточно обширный круг вопросов, составляющих ядро их знаний по информатике и ИКТ. Вместе с тем им предстоит определиться с направлением профильной подготовки в старшей школе. Полученные в ходе аттестации результаты могут стать в этой ситуации определенными ориентирами и для школьника, и для педагога.

Содержание и структура письменной экзаменационной работы по предмету «Информатика и ИКТ» для выпускников основной школы рассматриваются как предварительная ступень проверки достигнутого уровня знаний и умений по информатике и ИКТ за весь курс изучения этого предмета в средней общеобразовательной школе, контролируемый на основе заданий ЕГЭ для 11-го класса.

Основой для отбора содержания экзаменационной работы являются, как и по курсу средней общеобразовательной школы, такие нормативные документы, как:

  • обязательный минимум содержания основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение к приказу Министерства образования РФ от 19.05.1998 г. № 1236 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму основного общего образования»);
  • Федеральный компонент стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.02.2010 г. № 1897).

Это позволяет обеспечить преемственность и поступательность в проведении экзаменов по итогам обучения в основной и старшей школе.

Несмотря на то, что идеология нового образовательного стандарта направлена на образование метапредмет-ных связей и личностных результатов, авторы строго придерживались того, что данный сборник является набором упражнений именно для подготовки к ОГЭ и лишь дополнительным пособием, а не рабочей тетрадью или учебником, где было бы целесообразно рассмотреть задания проектного типа и задания не формата ОГЭ или ЕГЭ.

Подходы к отбору проверяемых элементов и построения заданий определялись с учетом требований стандарта к уровню подготовки выпускников основной школы по информатике и ИКТ (на его базе составлен кодификатор ОГЭ) и включали как проверку теоретических знаний, так и практических навыков, которыми должен овладеть ученик. В работу не включены задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил (такие задания слишком просты для выполнения). При выполнении любого из заданий от экзаменуемого требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации.

Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть учащиеся к этому моменту, зафиксированы в обязательном минимуме содержания образования и в федеральном государственном образовательном стандарте. Кроме этого, принципиально важен учет возрастных возможностей учеников и специфики курса информатики и ИКТ в основной школе, так как в одних общеобразовательных учреждениях этот предмет изучается с 3-го класса, в других с 5-го класса, а в третьих — только в 8 и 9-х классах. Отсюда ограничение и содержательного пространства, и уровня требований к знаниям и умениям. Ниже приводим федеральный перечень учебников, которые рекомендованы к использованию и соответствуют ФГОС:

• Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Учебник для 5 (6, 7, 8, 9) класса. — М.: М.: БИНОМ, Лаборатория знаний.

• Быкадоров ЮЛ. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 (9) класса. — М.: Дрофа.

• Семакин И.Г., Залогова ЛА., Русаков СВ. и др. Информатика и ИКТ. Учебник для 7 (8, 9) класса. — М.: БИНОМ, Лаборатория знаний.

• Угринович Н.Д. Информатика. Учебник для 7 (8, 9) класса. — М.: БИНОМ, Лаборатория знаний.

Преемственность с ЕГЭ по информатике и ИКТ прослеживается и в структуре первых двух частей экзаменационной работы в целом, и в подходах к отбору проверяемых содержательных элементов и познавательных умений. При этом в работу включены задания из некоторых разделов курса информатики, не входящих в ЕГЭ по информатике и ИКТ (например, задания, относящиеся к технологии обработки больших массивов данных в электронных таблицах или работе с текстом). Существует еще одно важное отличие от ЕГЭ, где часть 2 выполняется на бланке и результатом выполнения работы является записанное решение, в ОГЭ часть 2 выполняется на компьютере, и проверяемым результатом выполнения задания является файл.

Экзаменационная работа охватывает практически все содержание курса информатики и ИКТ. Общее число заданий в работе — 20. Работа состоит из 2 частей. Часть 1 содержит 18 заданий с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных), с кратким ответом в виде слова, сочетания букв или цифр. Часть 2 включает 2 практических задания высокого уровня сложности. Часть 1 содержит задания как базового, так и повышенного уровня сложности. Чтобы адекватно оценить уровень сложности, авторы около заданий повышенного уровня сложности поставили знак * («звездочка»).

Тематические задания разделены по двум крупным блокам в соответствии с кодификатором «Информационные процессы» и «Информационные и коммуникационные технологии». В каждом блоке присутствуют задания всех трех типов и уровней сложности. Порядок следования заданий соответствует кодификатору. Следует отметить, что авторы рассматривают только те темы, которые используются в КИМ.

Практические задания не требуют от учащихся знаний конкретных операционных систем и программных продуктов, навыков работы с ними. Проверяемыми элементами являются основные принципы представления, хранения и обработки информации, навыки работы с такими категориями программного обеспечения, как электронная (динамическая) таблица и среда формального исполнителя, а не знание особенностей конкретных программных продуктов. Практическая часть работы может быть выполнена с использованием различных операционных систем и различных прикладных программных продуктов.

На выполнение экзаменационной работы отводится 150 минут. В целях обеспечения равенства всех участников экзамена использование калькуляторов на экзаменах не разрешается.

Опираясь на общие подходы к составлению экзаменационной работы и приведенные ниже варианты экзаменационной работы, учитель может самостоятельно составить из тренировочных заданий собственные варианты контрольных работ. При этом он имеет возможность творчески использовать тренировочные задания, включая в контрольную работу те виды деятельности, которыми, по его наблюдениям, учащиеся овладели недостаточно хорошо. Это позволит качественно подготовиться к экзамену. Естественно, что данное пособие не заменяет учебник, по которому учащиеся получают основные теоретические знания.

В данном издании представлены тематические задания, а также два варианта экзаменационной работы.

К данному сборнику прилагается диск, на котором вы найдете:

• задания, которые необходимо выполнить в Excel (задания № 61-64 из раздела «Информационные и коммуникационные технологии», задания № 19 из обоих тренировочных вариантов) и ответы на них;

• образцы заданий для текстового редактора (задания 57-60 из раздела «Информационные и коммуникационные технологии»);

• образцы работающих программ, созданных в системе программирования РascalABC.NET (задания 51-54 из раздела «Информационные технологии», задания № 20.2 из обоих тренировочных вариантов);

• драйвер для установки бесплатной системы программирования PascalABC.NET (поддерживающий сайт — http://pascalabc.net/);

• драйвер для установки бесплатной системы программирования КуМир (поддерживающий сайт — http://www.niisi.ru/kumir/).

Желаем успехов!

Введение ..................................................3

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.........................8

Информационные процессы........................8
Информационные и коммуникационные
технологии.....................................48

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ
РАБОТЫ..........................................85

Вариант 1......................................87
Вариант 2.....................................102

Ответы ............................................118

Тесты и варианты ОГЭ 2016 по информатике, ГИА 9 класс



Предыдущие статьи:

Следующие статьи: