Подготовка к ОГЭ по обществознанию, ГИА 9
ОГЭ 2016. Обществознание : справочник для подготовки к экзамену: 9 класс / П.А. Баранов
- Подробности
- Категория: ГИА 2018 обществознание
Учебное пособие "Обществознание : Полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9 кл." Баранова П.А. содержит 6 блок-модулей:
- человек и общество
- сфера духовной культуры
- экономика
- социальная сфера
- политика и управление
- право
В данном справочнике содержатся материалы по курсу ОГЭ по обществознанию.
Предисловие.................................... 6
БЛОК-МОДУЛЬ 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Тема 1.1. Общество как форма жизнедеятельности людей................................ 12
Тема 1.2. Взаимодействие общества и природы....... 14
Тема 1.3. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь......................... 16
Тема 1.4. Биологическое и социальное в человеке..... 17
Тема 1.5. Личность. Особенности подросткового возраста.............................. 19
Тема 1.6. Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение)..................... 23
Тема 1.7. Человек и его ближайшее окружение.
Межличностные отношения. Общение...... 30
Тема 1.8. Межличностные конфликты,
их конструктивное разрешение........... 40
БЛОК-МОДУЛЬ 2. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Тема 2.1. Сфера духовной культуры и её особенности. . 43
Тема 2.2. Наука в жизни современного общества..... 44
Тема 2.3. Образование и его значимость в условиях информационного общества.
Возможности получения общего и профессионального образования
в Российской Федерации................. 48
Тема 2.4. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни
современного общества. Свобода совести .... 52
Тема 2.5. Мораль............................... 58
Тема 2.6. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность . 61
БЛОК-МОДУЛЬ 3. ЭКОНОМИКА
Тема 3.1. Экономика, её роль в жизни общества...... 65
Тема 3.2. Товары и услуги, ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов................. 68
Тема 3.3. Экономические системы и собственность... . 72
Тема 3.4. Производство, производительность труда.
Разделение труда и специализация......... 78
Тема 3.5. Обмен, торговля......................... 83
Тема 3.6. Рынок и рыночный механизм.............. 85
Тема 3.7. Предпринимательство. Малое предпринимательство
и фермерское хозяйство.................. 92
Тема 3.8. Деньги................................103
Тема 3.9. Заработная плата и стимулирование труда ... 107
Тема 3.10. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки...................111
Тема 3.11. Налоги, уплачиваемые гражданами.........115
Тема 3.12. Экономические цели и функции государства .119
БЛОК-МОДУЛЬ 4. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Тема 4.1. Социальная структура общества............122
Тема 4.2. Семья как малая группа. Отношения между поколениями...........124
Тема 4.3. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте..................127
Тема 4.4. Социальные ценности и нормы............, 130
Тема 4.5. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма
для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни...................134
Тема 4.6. Социальный конфликт и пути его решения. . 138
Тема 4.7. Межнациональные отношения.............142
БЛОК-МОДУЛЬ 5. СФЕРА ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Тема 5.1. Власть. Роль политики в жизни общества .... 146
Тема 5.2. Понятие и признаки государства...........148
Тема 5.3. Разделение властей......................151
Тема 5.4. Формы государства.......................153
Тема 5.5. Политический режим. Демократия.........157
Тема 5.6. Местное самоуправление..................162
Тема 5.7. Участие граждан в политической жизни.....167
Тема 5.8. Выборы, референдум.....................169
Тема 5.9. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.............173
Тема 5.10. Гражданское общество и правовое государство...................178
БЛОК-МОДУЛЬ 6. ПРАВО
Тема 6.1. Право, его роль в жизни общества и государства.......................... 187
Тема 6.2. Норма права. Нормативный правовой акт . . . 188
Тема 6.3. Понятие правоотношений................ 192
Тема 6.4. Признаки и виды правонарушений. Понятие
и виды юридической ответственности......195
Тема 6.5. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного
строя Российской Федерации.................. 200
Тема 6.6. Федеративное устройство России.......... 206
Тема 6.7. Органы государственной власти Российской Федерации.................. 209
Тема 6.8. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения
органов государственной власти и граждан . . 219 Тема 6.9. Понятие прав,
свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина
в России, их гарантии. Конституционные обязанности граждан.................... 223
Тема 6.10. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних..... 227
Тема 6.11. Механизм реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина........... 230
Тема 6.12. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.......... 233
Тема 6.13. Гражданские правоотношения. Права собственности.
Права потребителей . . 236
Тема 6.14. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей..... 245
Тема 6.15. Право на труд и трудовые правоотношения.
Трудоустройство несовершеннолетних..... 254
Тема 6.16. Административные правоотношения, правонарушения и наказания............. 259
Тема 6.17. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная
ответственность несовершеннолетних...... 263
Тренировочный вариант экзаменационной работы по обществознанию.............................. 271
Ответы ...................................... 282
Литература..................................... 285
В справочнике представлены следующие содержательные блоки-модули: «Человек и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера», «Сфера политики и социального управления», «Право», которые составляют ядро содержания обществоведческого образования основной школы и соответствуют кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ОГЭ.
Блоки-модули включают темы курса обществознания, расположенные в логике построения элементов
кодификатора. Каждая тема состоит из теоретического материала, представленного в компактной и наглядной форме, содержащего большое количество структурно-логических схем и таблиц, и практической части, выраженной в образце задания с ответом (комментарием). Данные задания призваны сформировать представления о форме КИМов, используемых на ОГЭ по обществознанию, об уровне их сложности [базовый (Б), повышенный (П), высокий (В)], особенностях их выполнения и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ОГЭ:
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
• приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т. п.).
В целях формирования более конкретного представления о содержании ОГЭ по обществознанию в справочнике в качестве примера представлен тренировочный вариант экзаменационной работы, к которому даются ответы или их основное содержание.
Стрелки (—>), используемые в тексте справочника, прежде всего в схемах, обозначают причинно-следственные связи между блоками информации, как правило, раскрывающие следующую зависимость: причины (предпосылки, условия и т. д.) -^последствия (итоги, результаты и т. д.) тех или иных социальных явлений и процессов. Сноски не только конкретизируют учебный материал, но и служат определённым ориентиром при работе с отдельными элементами содержания блоков-модулей.
Справочник может быть использован учащимися в процессе изучения курса обществознания и подготовки к ОГЭ, преподавателями обществоведческих дисциплин общеобразовательных организаций.