Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ОГЭ по обществознанию, ГИА 9

ГИА 2009. Обществознание. Экзамен в новой форме: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова

ГИА 2009 Обществознание

Авторы-составители: О.А. Котова и Т.Е. Лискова

 

 

 

 

 



Предисловие. А.Г. ЕРШОВ.......................................          4
Государственная (итоговая) аттестация в 9 классе по обществознанию
в новой форме..........   .....................................          5
Инструкция для участника экзамена по заполнению бланков ответов
при выполнении экзаменационной работы государственной (итоговой)
аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений
в новой форме................................................          8
Образцы экзаменационных бланков................................        12
ВАРИАНТЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ
Инструкция по выполнению работы......   .........................        14
Вариант 1...................................................        15
Часть 1...................................................        15
Часть 2...................................................        18
Часть 3...................................................        20
Бланки ответов.............................................        22
Вариант 2...................................................        24
Часть 1...................................................        24
Часть 2...................................................        27
Часть 3...................................................        28
Бланки ответов.............................................        31
Вариант 3...................................................        33
Часть 1...................................................        33
Часть 2...................................................        36
Часть 3...................................................        37
Бланки ответов.............................................        40
Вариант 4...................................................        42
Часть 1...................................................        42
Часть 2...................................................        45
Часть 3...................................................        47
Бланки ответов.............................................        49
Вариант 5...................................................        51
Часть 1...................................................        51
Часть 2...................................................        54
Часть 3...................................................        56
Бланки ответов.............................................        58
Ответы.....................................................        60

С 2006 года в регионах Российской Федерации в рамках создания Общероссийской системы оценки качества образования проводится государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Несмотря на то что экзамен в новой форме пока проводится в режиме эксперимента, число регионов, реализующих эту форму итогового контроля, неуклонно растет.
Введение в практику новой модели экзамена для выпускников основной школы продиктовано необходимостью совершенствования форм итогового контроля с учетом принципа вариативности. Увеличение числа таких форм — положительная тенденция современной системы общего образования, и экзамен в 9 классе в новой форме, безусловно, займет достойное место наряду с традиционными письменными экзаменами по русскому языку и алгебре, устными экзаменами по билетам, защитой реферата или проектной работы и другими.
Задача создания новой модели экзамена особенно актуальна в связи с введением в средней школе профильного обучения, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся и требующего объективных оснований для зачисления учащихся в различные по профилю классы.
Задания для государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме и варианты экзаменационных работ разрабатываются специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). При подготовке экзаменационных материалов для 9 класса используется и творчески перерабатывается огромный опыт федеральных предметных комиссий ФИПИ по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ. Постоянному совершенствованию экзаменационных материалов способствуют и проводимые в ФИПИ научные исследования в области педагогических измерений.
Предлагаемый сборник включает тренировочные варианты контрольных измерительных материалов (КИМ), позволяющие подготовиться к государственной (итоговой) аттестации в новой форме. В сборник также включены ответы к заданиям и критерии оценивания заданий с развернутым ответом.
Пособие адресовано широкому кругу участников образовательного процесса: учащимся и их родителям, учителям школ, преподавателям учебных заведений начального и среднего профессионального образования, структур довузовской подготовки, специалистам региональных центров развития образования.
Желаем успеха!
Директор Федерального института педагогических измерений
А.Г. ЕРШОВ

Школьное обществознание — это учебная дисциплина, интегрирующая знания нескольких социальных и гуманитарных наук: философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, культурологии, правоведения. Обществознание, особенно в курсе основной школы, направлено непосредственно на изучение наиболее типичных и существенных черт современного общества, форм и направлений его развития. При этом целый ряд ключевых понятий раскрыт на данной ступени курса на уровне описания отдельных признаков и проявлений, что существенно сужает возможности экзаменационной проверки. Заметим также, что в целом объем теоретического содержания курса основной школы, поддающийся формализованной проверке, в отличие от курса старшей школы, относительно невелик. Поэтому в итоговой аттестации за курс основной школы выражена практическая составляющая — комплекс умений, связанный с использованием обществоведческих знаний при анализе и оценке фактов и процессов социальной реальности. Все это в определенной мере дает также представление о степени социализации выпускников основной школы.
Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы могут рассматриваться как ориентиры при определении направления профильной подготовки учащихся в средней школе. Поэтому значительный блок заданий контрольных измерительных материалов направлен на выявление готовности выпускника к продолжению обучения в классе социально-гуманитарного профиля. Поскольку один из наиболее востребованных в профильном курсе видов деятельности — работа с разнообразными по характеру и знаковым системам (тексты, статистические материалы, представленные в таблицах, диаграммах, графиках и т.п.) источниками социальной информации во всех частях работы, особенно в части 2 и 3, представлены задания, проверяющие сформированность этого вида деятельности.
Контрольные измерительные материалы строятся на основе требований к уровню подготовки выпускников федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию. Эти требования являются универсальными — они должны быть реализованы независимо от используемого комплекта учебников, времени изучения предмета, особенностей преподавания предмета в образовательном учреждении. Поэтому подготовка к экзамену может проводиться по любым учебникам по обществознанию для основной школы из федерального перечня учебников. Кроме того, целесообразно использовать при подготовке к экзамену дидактические материалы (хрестоматии) по обществознанию и сборники тренировочных заданий.
Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий:
— часть 1 содержит задания с выбором ответа;
— часть 2 содержит задания с кратким ответом;
— часть 3 содержит задания с развернутым ответом.
К каждому из заданий с выбором ответа первой части работы предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.
В заданиях с кратким ответом второй части работы ответ дается соответствующей записью в виде набора цифр (например, 215) или букв (например, БАВДГ), записанных без пробелов и других символов. Задание с кратким ответом считается
правильно выполненным, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Ответы на задания третьей части работы формулируются и записываются экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.
Ряд заданий экзаменационной работы 9 класса по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Таковы задания части 1 и некоторые задания части 2 (например, на установление соответствия, выбор лишнего элемента списка) экзаменационной работы. Это представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, важно было, учитывая роль государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы (в новой форме) в формирующейся общероссийской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов итоговой аттестации.
В экзаменационной работе представлены семь содержательных линий курса: общество, человек, культура, экономика, социальные отношения, политика, право, сгруппированные в шесть блоков-модулей: общество и человек, культура, экономика, социальные отношения, политика, право. В каждом варианте в первой части работы даны задания, относящиеся ко всем блокам-модулям, а задания второй и третьей частей в совокупности также представляют все шесть блоков-модулей.
В экзаменационной работе контролируются следующие умения:
1) распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
2) определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики;
3) распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
4) сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
5) приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами;
6) осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;
7) оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
8) анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
9) применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
10) применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
11) формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
12) оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
Обратим особое внимание на третью часть экзаменационной работы. Она представляет собой внутренне целостный раздел — все шесть заданий непосредственно связаны с подобранным по определенным критериям текстом — источником социальной информации. Учитывая возрастные познавательные возможности выпускников основной школы, для анализа предлагается адаптированный фрагмент источника. Каждое задание к тесту выполняет определенную функцию.
Первое задание требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Выполнение этого задания позволяет экзаменуемому внимательно прочесть текст и уяснить его содержание, а также показать свое умение выявлять основные идеи текста. Следующие два задания требуют извлечения из текста информации. Четвертое задание предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. Следующее задание-задача, имеющая, как правило, самостоятельное развернутое условие, проверяет целый комплекс умений: соотносить отдельные факты и социальные процессы, применять знания обществоведческого курса, дополнять знания курса информацией из предложенного источника, применять источник социальной информации, для решения проблемы и др. Последнее задание предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но оно побуждает выпускника рассматривать текст в ином ракурсе. Заметим, что в подобном задании не может быть единственно верного ответа — согласие или несогласие с приведенной в задании точкой зрения являются правильными. По сути, объектом оценивания здесь являются приведенные учащимся аргументы — их ясность, логичность, опора на обществоведческие знания и содержание текста.
Задания третьей части оценивают эксперты в соответствии со специально разработанными критериями. Обращаем ваше внимание, что баллы выставляются не только за полный, но и за частично верный ответ.
Баллы, полученные за выполнение заданий каждой части, суммируются. Общая сумма баллов определяет вашу оценку. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий каждой части работы.
Желаем успеха!



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ОГЭ, ГИА-9 Материалы к ОГЭ, 9 класс Обществознание ГИА 2009. Обществознание. Экзамен в новой форме: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова