Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ОГЭ по обществознанию, ГИА 9

ГИА 2012. Обществознание. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2012. Учебное пособие / О.А. Котова, Т.Е. Лискова

( 3 Голоса (ов) ) 

ГИА 2012 Обществознание

Данное пособие "Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2012" О.А. Котовой предназначено для подготовки к государственной (итоговой) аттестации учащихся по обществознанию (ГИА) в новой форме. Пособие включает комплекты типовых заданий по всем содержательным линиям экзаменационной работы и два полных тренировочных варианта. С его помощью учащиеся смогут проверить свои знания и умения по предмету, а учителя - оценить степень достижения требований образовательных стандартов отдельными учащимися и обеспечить целенаправленную подготовку к экзамену.

 

 

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ 2011 ГОДА........................................29
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ
РАЗДЕЛАМ КУРСА....................................................................................38
Общество и человек................................................................................38
Ответы к тренировочным заданиям
по разделу «Общество и человек».........................................................59
Культура...................................................................................................66
Ответы к тренировочным заданиям
по разделу «Культура»...........................................................................78
Экономическая сфера жизни общества.................................................82
Ответы к тренировочным заданиям
по разделу «Экономическая сфера жизни общества»........................107
Социальные отношения........................................................................112
Ответы к тренировочным заданиям
по разделу «Социальные отношения».................................................131
Политика................................................................................................139
Ответы к тренировочным заданиям
по разделу «Политика».........................................................................158
Право......................................................................................................167
Ответы к тренировочным заданиям
по разделу «Право»...............................................................................195
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ...........................................................204
Вариант 1...............................................................................................204
Вариант 2...............................................................................................215
Ответы и критерии оценивания к заданиям
тренировочных вариантов....................................................................226
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. «Ты готов к экзамену.
Что ещё нужно знать для успешной подготовки?».................................233

Экзаменационная пора рано или поздно наступает в жизни любого человека, это - неизбежный этап социализации, этап трудный, но качественная подготовка позволяет успешно его преодолеть. Многие школьники, студенты терпят неудачу, начиная подготовку в последние несколько дней перед экзаменом.
Наш первый совет - подготовка должна быть систематической, а не фрагментарной. Изучая наши методические рекомендации, выполняя представленные в данном пособии задания, вы увидите, что значительное их число проверяет теоретические знания и разнообразные умения, позволяющие осмысленно оперировать обществоведческими понятиями. Невозможно за короткое время не просто заучить определения, но осмыслить содержание, структуру понятий, уяснить хотя бы основные их внутренние и внешние связи, тем более - выработать соответствующие умения. Аналогичным образом невозможно быстро освоить разнообразные умения, связанные с анализом текста. Требует определенного времени и развитие умения формулировать и связно излагать в письменной форме свои мысли.
Определенная часть заданий экзаменационной работы связана с анализом фактов и процессов социальной действительности. Поэтому немалое значение здесь имеет общая эрудиция человека, не связанная напрямую с подготовкой к конкретному экзамену. Понятно, что сдать экзамен по обществознанию гораздо легче тому, кто интересуется современными проблемами человека и общества, много читает и анализирует информацию различных СМИ.
Второй совет - целесообразно пошаговое освоение материала, выполнение различных заданий по мере изучения соответствующих содержательных разделов курса.
С чего же следует начать подготовку к государственной (итоговой) аттестации в новой форме?
Для того чтобы получить верное представление об экзаменационной работе, советуем внимательно изучить следующие документы: Кодификатор элементов содержания экзаменационной работы, Спецификацию контрольных измерительных материалов, Демонстрационный вариант и систему оценивания экзаменаци-
онной работы. Они определяют структуру и содержание экзаменационной работы по предмету. Каждый год эти документы обновляются, поэтому советуем знакомиться с документами последнего года (www.fipi.ru).
Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников основной школы (Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 № 1089). Кодификатор содержит перечень элементов содержания, проверяемых, согласно государственным требованиям к содержанию образования и подготовке выпускников, заданиями экзаменационной работы. В экзаменационной работе не может быть заданий, проверяющих элементы содержания, не предусмотренные государственными нормативами.
В Спецификации описаны структура и содержание контрольных измерительных материалов, приведен план варианта экзаменационной работы. Из этого документа вы узнаете о том, сколько и каких заданий составляют экзаменационную работу.
Демонстрационный вариант позволит получить представление о трудности экзаменационной работы по предмету. Естественно, что в экзаменационных вариантах представлены не те задания, что вошли в демоверсию, а подобные им. Выполните задания демонстрационного варианта и сверьте свои ответы с системой оценивания демонстрационного варианта, подсчитайте полученные за выполнение всей работы баллы и определите, хватило ли вам отведенного для выполнения экзаменационной работы времени, - так вы в определенной мере сможете оценить свою готовность к сдаче экзамена по обществознанию.
Ознакомьтесь с оглавлением данного пособия. Посмотрите, какие темы вами уже изучены, и начинайте выполнять задания. Желательно выполнять задания по мере прохождения соответствующих тем. Рекомендуем отмечать наиболее трудные для вас задания, чтобы в период непосредственной подготовки к экзамену обратить на них более пристальное внимание.
Если, готовясь к экзамену, вы испытываете затруднения с выполнением некоторых заданий, встречаете незнакомые понятия и термины, обращайтесь за советом к преподавателям, тем более что при систематической подготовке у вас есть такая возможность. Выполнять задание, не понимая его, крайне неэффективно. Тот материал, который вы не находите в учебнике, посмотрите в школьном словаре и справочной литературе и отметьте использованный источник, чтобы потом в случае необходимости снова обратиться к нему.

Школьное обществознание - это учебная дисциплина, интегрирующая знания нескольких социальных и гуманитарных наук: философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, культурологии, правоведения. Обществознание, особенно в курсе основной школы, направлено непосредственно на изучение наиболее типичных и существенных черт современного общества, форм и направлений его развития. При этом целый ряд ключевых понятий раскрыт на данной ступени курса на уровне описания отдельных признаков и проявлений, что существенно сужает возможности экзаменационной проверки. Заметим также, что в целом объем теоретического содержания курса основной школы, поддающийся формализованной проверке, в отличие от курса старшей школы, относительно невелик. Поэтому в итоговой аттестации за курс основной школы выражена практическая составляющая - комплекс умений, связанный с использованием обществоведческих знаний при анализе и оценке фактов и процессов социальной реальности. Все это в определенной мере дает также представление о степени социализации выпускников.
Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы могут рассматриваться как ориентиры при определении направления профильной подготовки учащихся в средней школе. Поэтому значительный блок заданий контрольных измерительных материалов направлен на выявление готовности выпускника к продолжению обучения в классе социально-гуманитарного профиля. Поскольку один из наиболее востребованных в профильном курсе видов деятельности - работа с разнообразными по характеру и знаковым системам (тексты, стати-
стические материалы, представленные в таблицах, диаграммах, графиках и т.п.) источниками социальной информации, во всех частях работы, особенно в частях 2 и 3, представлены задания, проверяющие сформированность этого вида деятельности.
Контрольные измерительные материалы строятся на основе требований к уровню подготовки выпускников Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию. Эти требования являются универсальными - они должны быть реализованы независимо от используемого комплекта учебников, времени изучения предмета и особенностей его преподавания в образовательном учреждении. Поэтому подготовка к экзамену может проводиться по любым учебникам обществознания для основной школы из Федерального перечня учебников. Кроме того, целесообразно использовать при подготовке к экзамену рабочие тетради и сборники тренировочных заданий по обществознанию.
Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий:
- часть 1 содержит задания с выбором ответа;
- часть 2 содержит задания с кратким ответом;
- часть 3 содержит задания с развернутым ответом.
К каждому из заданий с выбором ответа первой части работы предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.
В заданиях с кратким ответом второй части работы ответ дается соответствующей записью в виде набора цифр (например, 215). Задание с кратким ответом считается правильно выполненным, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Ответы на задания третьей части работы формулируются и записываются экзаменуемым самостоятельно в развернутой фор-
ме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.
Ряд заданий экзаменационной работы IX класса по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Таковы задания части 1 и некоторые задания части 2. Это представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, важно было, учитывая роль государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы (в новой форме) в формирующейся общероссийской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов итоговой аттестации школьников.
В экзаменационной работе представлены семь содержательных линий курса: общество, человек, культура, экономика, социальные отношения, политика, право, сгруппированные в шесть блоков-модулей: общество и человек, культура, экономика, социальные отношения, политика, право. В каждом варианте в первой части работы даны задания, относящиеся ко всем блокам-модулям, а задания второй и третьей частей в совокупности также представляют все шесть блоков-модулей.
В экзаменационной работе контролируются следующие умения:
1)    распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
2)    определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики;
3)    распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
4)    сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
5)    приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами;
6)    осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;
7)    оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
8)    анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
9)    применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
10)  применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
11)  формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
12)  оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
Обратим особое внимание на третью часть экзаменационной работы. Она представляет собой внутренне целостный раздел -все шесть заданий непосредственно связаны с подобранным по определенным критериям текстом - источником социальной информации. Учитывая возрастные познавательные возможности выпускников основной школы, для анализа предлагается адаптированный фрагмент источника. Каждое задание к тесту выполняет определенную функцию.
Первое задание требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Выполнение этого задания позволяет экзаменуемому внимательно прочесть текст и уяснить его содержание, а также показать свое умение выявлять основные идеи текста. Следующие два задания требуют извлечения из текста информации. Четвертое задание предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. Следующее задание — задача, имеющая, как правило, самостоятельное развернутое условие, - проверяет целый комплекс умений: соотносить отдельные факты и социальные процессы, применять знания обществоведческого курса, дополнять знания курса информацией из предложенного источника, применять источник социальной
информации для решения проблемы и др. Последнее задание предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но оно побуждает выпускника рассматривать его в ином ракурсе. Заметим, что, как правило, задания этого типа не предполагают единственно верного ответа - допустимы как согласие, так и несогласие с приведенной в задании точкой зрения. По сути, объектом оценивания здесь являются приведенные учащимся аргументы - их ясность, логичность, опора на обществоведческие знания и содержание текста.



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ОГЭ, ГИА-9 Материалы к ОГЭ, 9 класс Обществознание ГИА 2012. Обществознание. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2012. Учебное пособие / О.А. Котова, Т.Е. Лискова