Подготовка к ОГЭ 2015 по русскому языку, ГИА 9

Практикум ОГЭ (ГИА-9) по русскому языку: задания части А / Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка

Практикум ОГЭ ГИА 2015 по русскому языку к заданиям А

Пособие "ОГЭ (ГИА-9). Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий части А"

Каждая тема начинается с необходимого теоретического материала, достаточного для выполнения конкретного экзаменационного задания, а затем предлагается набор в объеме десяти — двадцати тестовых заданий. Это позволяет использовать пособие как при работе в группе (в классе, с репетитором), так и самостоятельно (этому способствуют образцы выполнения заданий и ответы в конце пособия).

Предлагаемое пособие предназначено для тренировки выполнения тестовых заданий части А Основного государственного экзамена (ГИА-9). Оно представляет собой комплекс заданий, аналогичных экзаменационным. Построение пособия соответствует построению экзаменационной работы в части А.


Авторы:
Назарова Татьяна Николаевна,
Скрипка Елена Николаевна


Предисловие ................................................................................................4

Задание А1. Текст как речевое произведение. Смысловая и
композиционная целостность текста. Анализ текста.............................5
Задание А2. Анализ текста. Лексическое значение слова..................40
Задание A3. Выразительные средства лексики и фразеологии.
Анализ средств выразительности............................................................48
Задание А4. Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический
анализ слова...............................................................................................53
Задание А5. Правописание корней. Правописание
словарных слов..........................................................................................59
Задание А6. Правописание приставок. Слитное, дефисное,
раздельное написание..............................................................................68
Задание А7. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов
причастий настоящего времени.............................................................74

Ответы.......................................................................................................95

ЗАДАНИЕ А1. ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. СМЫСЛОВАЯ И КОМПОЗИЦИОННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ТЕКСТА. АНАЛИЗ ТЕКСТА

Текст — это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически и расположенных в определённой последовательности, соответствующей последовательности событий, действий, ситуаций, которые описаны в тексте.

Для того чтобы выполнить задание А1, необходимо:

  • внимательно прочитать текст, понять его смысл,
  • объяснить мотивы (причины) поведения героев,
  • выявить неверные ответы (для этого необходимо знать, что неправильный ответ содержит либо информацию, противоречащую смыслу всего текста или какой-либо его части, либо информацию, которая в тексте отсутствует).

ЗАДАНИЕ А2. АНАЛИЗ ТЕКСТА. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

Слово — это звуко-буквенный комплекс, у которого есть лексическое и грамматическое значения. При помощи слов называются понятия: предметы, действия, признаки и т. п.

Лексическое значение слова — это значение, которое отражает представление о предмете, процессе, явлении.

Многие слова имеют не одно, а несколько значений. Такие слова называются многозначными.

Чтобы определить, в каком значении из предложенных употреблено слово в предложении, постарайтесь правильно понять смысл этого предложения.


ЗАДАНИЕ A3. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Метафора — перенос названия одного предмета на другой на основании сходства, скрытое сравнение: волны холмов, дыхание природы, утро года.

Олицетворение — выразительное средство, состоящее в том, что при описании животных, явлений природы или неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, действиями, свойствами, мыслями и речью: капли, барабанившие в окна; улыбался сад: море баюкает и ласкает.

Сравнение — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком. Сравнение выражается в основном конструкцией со сравнительным союзом (как, будто, словно, точно, как будто), со словами похож, подобный, напоминает или при посредстве творительного падежа: Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной...; «кленовый лист напоминает нам янтарь»; «взовьётся белый дым змеёй».

Фразеологизм — устойчивое словосочетание, употреблённое в переносном смысле и часто равное по своему значению одному слову: бросить на произвол судьбы = оставить; представлял несоответствие = не соответствовал.

Эпитет — это художественное средство, выраженное прилагательным или причастием, которые выражают отношение автора к тому, о чём он говорит, и часто используются в переносном значении: высохшее лицо, пытливый носик, сахарный снег, золотая осень.


ЗАДАНИЕ А4. ФОНЕТИКА. ЗВУКИ И БУКВЫ. ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА

Фонетика — это наука о языке, которая изучает звуки речи.

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные в зависимости от того, как они образуются.

Гласные звуки образуются при прохождении струи воздуха из лёгких через голосовые связки без каких-либо препятствий. При соприкосновении воздуха с голосовыми связками во время их вибрации и образуются гласные звуки (они состоят только из голоса).

Согласные звуки образуются в момент преодоления струёй воздуха какого-либо препятствия во рту (это могут быть губы, зубы или язык). Согласные звуки могут состоять из голоса и шума (звонкие) или только из шума (глухие).

....

Практикум ОГЭ ГИА-9 2015 по русскому языку, А



Предыдущие статьи:

Следующие статьи: