Пособие позволит усовершенствовать умения, связанные с чтением текста, написанием изложения, анализом текста и созданием собственного речевого высказывания.
Книга может быть использована как для самостоятельной подготовки учеников, так и учителем на уроках.
Издание адресовано учащимся 9-х классов для подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Автор:
Львова Светлана Ивановна — доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области
образования, Почетный работник общего образования Российской Федерации
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ФОНЕТИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Материал для фонетического разбора . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Тренировочные задания по фонетике . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . 25
Материал для морфемного и словообразовательного
разбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Тренировочные задания по морфемике
и словообразованию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Материал для лексического разбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Тренировочные задания по лексике и фразеологии . . . . . 89
МОРФОЛОГИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Материал для морфологического разбора. . . . . . . . . . . . . 124
Тренировочные задания по морфологии . . . . . . . . . . . . . . 137
СИНТАКСИС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Материал для синтаксического разбора . . . . . . . . . . . . . . 183
Тренировочные задания по синтаксису . . . . . . . . . . . . . . 200
ТЕКСТОВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
Чтение и аудирование текста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
Тренировочные задания по текстоведению
(чтение и аудирование текста) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
Анализ текста (прослушанного или прочитанного). . . . . 245
Материал для текстоведческого анализа . . . . . . . . . . . . . 257
Тренировочные задания по текстоведению
(анализ текста). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
Создание собственного текста (изложений и сочинений) 276
Тренировочные задания по текстоведению
(изложения и сочинения) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
Ответы к заданиям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390
Вы держите в руках одну из книг учебно-тренировочного комплекта, который поможет вам подготовиться к письменному экзамену по русскому языку в 9-м классе. Комплект состоит из двух книг:
Чтобы правильно организовать работу со второй книгой (со сборником заданий), нужно обязательно получить представление о содержании письменного экзамена по русскому языку и особенностях проведения этого экзамена. Для этого обратитесь сначала к документам, которыми руководствуется школа при проведении экзамена (напоминаем, что они есть в книге Львовой С. И., Замураевой Т. И. ОГЭ 2015. Русский язык. Тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо). Познакомившись с этими материалами, вы будете знать, что собой представляет экзамен по русскому языку, в какой форме будут предъявляться задания и каков уровень сложности каждого из них. Нужно также обязательно познакомиться и с критериями оценивания экзаменационной работы, чтобы составить представление о требованиях, которые будут предъявляться к работе выпускника. В инструкции для учащихся, включённой в демонстрационный вариант, даны советы де вятикласснику, как лучше организовать работу на экзамене, распределить время и успешно справиться со всеми зада ниями.
Напомним, что экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3-х частей, на выполнение которых в общей сложности отводится 3 часа 55 минут (235 минут). За это время девятиклассники последовательно выполняют на экзамене следующую работу.
Первая тема сочинения-рассуждения (задание 15.1) — предлагает раскрыть смысл высказывания о языке, аргументируя свои мысли двумя примерами из прочитанного текста. Писать сочинение можно в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале.
Вторая тема (задание 15.2) — непосредственно связана с содержанием прочитанного текста и предлагает аргументированно разъяснить смысл очень небольшого фрагмента этого текста. Нужно привести в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Третья тема сочинения (задание 15.3) представляет собой рассуждение на морально-этическую тему. При этом предлагается разъяснить суть какого-либо понятия (что такое добро, что такое милосердие и т. п.), привести два примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения (один пример-аргумент — из прочитанного текста, а второй — из вашего жизненного опыта).
Не зависимо от того, какую тему вы выберете, в сочинении требуется привести не менее двух аргументов из прочитанного текста, подтверждающих вашу точку зрения. Приводя примеры, необходимо указывать номера нужных предложений или применять цитирование. Следует также помнить, что работа, написанная без опоры на прочитанный текст, данный в экзаменационной работе, не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Имейте в виду, что выполнение некоторых текстовых заданий из части 2 в какой-то мере помогает написанию сочинения. Прежде всего, это те задания, которые связаны с пониманием прочитанного текста, с уточнением значения некоторых слов и т.п.
Таким образом, в течение почти 4-х часов выпускник на экзамене выполняет разнообразную работу, демонстрируя при этом, как он овладел важнейшими практическими навыками во всех областях родного языка. Особо обращаем внимание на то, что при этом на экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём. Именно поэтому нужно хорошо понимать, на какие вопросы, связанные с правописанием, можно получить ответы в этом словаре, а на какие — нельзя. А для этого нужна серьёзная практика работы со справочной литературой подобного типа. К сожалению, девятиклассники крайне редко используют словари на экзамене, поэтому нужно вырабатывать привычку обращения к лингвистическим словарям и овладевать навыками работы с ними!
Итак, на экзамене проверяется подготовка учеников по всему курсу русского языка и в соответствии с этим — разнообразные умения и навыки:
1) письменно передавать содержание прослушанного текста в виде сжатого изложения, используя разные способы сжатия информации;
2) читать текст и анализировать его содержание;
3) проводить разнообразные виды анализа языковых явлений, представленных в прочитанном тексте;
4) писать небольшое по объёму сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста; убедительно аргументировать свою точку зрения, приводя не менее двух доказательств; уместно употреблять цитирование;
5) использовать орфографический словарь при написании изложения и сочинения.
Анкетирование и беседы с девятиклассниками свидетельствуют о том, что большие затруднения при подготовке к экзамену и в процессе написания самой экзаменационной работы вызывает как творческая часть работы (написание изложения и сочинения), так и выполнение заданий, связанных с языковым разбором. Именно поэтому подготовка к экзамену представляет собой многоаспектную работу, которая предполагает и углублённое повторение изученного ранее материала (в 5—9 классах!), и постоянную тренировку в языковом анализе, и развитие коммуникативных умений, связанных с восприятием чужого текста (на слух и/или зрительно), с анализом текста и созданием собственного речевого высказывания, которое соответствовало бы определённым требованиям.
Вот почему в данной книге можно найти тренировочный материал по всем разделам школьного курса, которые изучаются на уроках русского языка и которые так или иначе представлены в содержании экзамена.
Не случайно в названии книги указано, что это сборник заданий: действительно, ученик, работающий с ней, получит возможность потренироваться в выполнении разнообразных заданий по каждому разделу школьного курса. При этом следует быть внимательным к тому, как сформулировано задание. Практика показывает, что ошибки часто возникают из-за невнимательности экзаменуемого, отсутствия умения понимать суть сформулированного задания.
Однако в книге даны не только тренировочные упражнения, но и важные теоретические сведения, которые позволят лучше понять, что собой представляет экзамен по русскому языку, какие сложности подстерегают каждого ученика при изучении того или иного раздела школьного курса и как лучше подготовиться к выполнению практических заданий.
В пособии содержится информация о том, какие умения в той или иной области языка могут проверяться на экзамене в 9-м классе и с помощью каких заданий (даны разные варианты формулировок заданий). В предельно сжатой форме представлен важнейший теоретический материал (который очень важен при подготовке к экзамену, но, как правило, не содержится в
школьных учебниках в обобщённом, сжатом виде), указаны типичные ошибки, даны необходимые инструкции для правильной организации анализа языкового явления — без учёта этой информации нельзя отрабатывать практические навыки и успешно выполнять упражнения.
Кроме того, по каждому разделу школьного курса русского языка предложен языковой материал (перечни слов, подборка предложений или текстов), на основе которого можно организовать разнообразную работу. Обращаем внимание на то, что эта книга рассчитана не только на работу ученика под руководством учителя. В ней могут принимать участие и родители, братья и сестры, товарищи, которых можно попросить продиктовать какой-либо фрагмент (например, текст изложения, словарный диктант). Пользуясь книгой, вы сможете самостоятельно проверить правильность выполнения работы, оценить проделанную работу, сделать выводы, провести работу над ошибками.
Пусть вас не смущает достаточно большой объём предлагаемого материала, большое разнообразие заданий, в том числе и тестовых. Помните о том, что в содержание экзамена, как уже отмечалось, из года в год вносятся коррективы. К подобным изменениям, которые, безусловно, и в дальнейшем будут вноситься в экзаменационную работу, нужно быть готовым. Кроме того, практика показывает, что эту книгу, которая издаётся уже в течение нескольких лет, используют для целенаправленной подготовки к экзамену не только в 8—9 классах, но и на более ранних ступенях изучения русского языка.
В заключение хочется отметить, что письменный экзамен проверяет также орфографическую и пунктуационную грамотность, поэтому следует уделить внимание работе над теми ошибками, которые вы допускаете при написании диктантов, изложений, сочинений, при выполнении разнообразных упражнений и заданий на уроках русского языка и при выполнении домашних работ.
Желаем вам терпения в работе и удачи на экзамене!