Логика построения сочинения ЕГЭ по русскому языку

( 0 Голоса (ов) ) 

Комментируем проблему в сочинении ЕГЭ

Логичность построения сочинения на ЕГЭ: смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения

Сочинение должно представлять собой цельное, связное речевое произведение, или текст. Ваш текст должен разделяться на абзацы (отступы, красная строка). Желательно, чтобы абзацное членение совпало в сочинении с характеристикой проблемы, комментария, авторской позиции, аргументации (см. схему).

Но не забывайте следить затем, чтобы между абзацами (композиционно-структурными частями текста) были логические переходы, а внутри абзацев желательно использовать все известные вам средства связи предложений.

Средства связи предложений в тексте

 

Название средства

Пример

1.

Слова-заместители

  • местоимения
  • наречия
  • синонимы
  • различные оценочные обозначения
  • родовидовые слова
  • имя собственное
  • имя нарицательное
  • девушка — она
  • в лесу — там
  • быстро, стремительно
  • храбрец — богатырь
  • деревья — берёзы
  • офицер — Соболевский

2.

Лексические повторы

Золотая полка — это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом — завести золотую полку (Ю. Олеша).

3.

Соответствие видовременных глагольных форм

Однажды человек берёт в руки книгу, У него открываются глаза на мир — он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность.

4.

Предлоги

Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мента вернуться к нему греет сердце, придаёт жизненные силы (Ф. Искандер).

5.

Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка)

Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны.

6.

Параллелизм

...что знаешь в детстве - знаешь на всю жизнь..., чего не знаешь в детстве — не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева).

7.

Противопоставление

Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперёд. Он попятился назад (А. Чехов).

8.

Вопросительные предложения

Какие же это слова ? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать.

9.

Союзы

1. Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим учёным (Д. Гранин).

2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы — всё это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает (Д. Гранин).

10.

Порядок слов в предложении (прямой, обратный)

Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя... Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа... (И. Тургенев)

11.

Последовательность в изложении мыслей

встал, умылся, позавтракал

12.

Слова-организаторы логических связей

вот, почему, из этого следует и др.

13.

Вводные слова, организующие порядок высказывания

итак, наконец, в заключение разговора

Типичные ошибки построения сочинения-рассуждения:

  • нарушена последовательность изложения;
  • нарушена смысловая цельность и связность изложения;
  • нет абзацев или нарушено абзацное членение текста;
  • нарушен порядок предложений, что является обычно следствием логических ошибок.



Предыдущие статьи:

Следующие статьи: