Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Морфологические нормы, задание А3 ЕГЭ, русский язык

Задание А3 ЕГЭ по русскому языку, теория

Теория к заданию А3 ЕГЭ по русскому языку. Морфологические нормы

В этом задании проверяется умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка. Чаще всего допускаются ошибки в образовании формы:

1) сравнительной и превосходной степени прилагательных;

2) собирательных числительных;

3) целых и дробных числительных;

4) родительного падежа числительных;

5) именительного и родительного падежа множественного числа существительных;

6) косвенных падежей личных местоимений 3-го лица после предлога и т.д.

Итак, повторим теорию.

Тип ошибки

Примеры

Правила и правильные варианты

1. Образование форм различных степеней сравнения прилагательных

Наиболее умнейший, менее красивее, самый талантливейсший и т.п.

Началь-ная форма

Сравнительная степень

Превосходная степень

простая

составная

простая

составная

светлый

свет-лЕЕ

более (менее) свет-лЫЙ

свет-лЕЙШий

самый светлЫЙ; светлЕЕ всех; наиболее светлый

   

В этой таблице представлено правильное образование степеней сравнения прилагательного светлый. Если прилагательное в составной сравнительной или превосходной степени, то оно остается в начальной форме (искл. составляют случаи со словом «всех» (умнее, красивее, талантливее и т.п.).

Правильный вариант: наиболее умный; менее красивый; самый талантливый.

Обратите внимание! Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения!

2. Образование форм числительных

а) сложных

Нет шестьсот рублей, о четырехсот книгах и т.п.

При склонении у сложных числительных изменяются обе части (четырехсот (Р.п.), четыремстам (Д.п.), четырьмястами (Т.п.), о четырехстах (П.п.).

Правильный вариант: нет шестисот рублей, о четырехстах книгах

б) составных

Тремя тысячами пятистами восьмидесятые семью

При склонении составных числительных изменяется каждое слово (трем тысячам семистам пятидесяти двум (Д.п.), пятью тысячами восьмьюстами пятьюдесятью шестью (Т.п)).

Правильный вариант: Тремя тысячами пятьюстами восьмьюдесятью семью

в) дробных

Четырех пятым

При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе (трех (каких?)седьмых; пяти (каким?) девятым).

Правильный вариант: Четырех пятых

г) числительных полтора и полтораста

Полторами стаканами, полуторастам друзьям

Числительные полтора (ж.р. - полторы) и полтораста в Им. и Вин.п.имеют указанную форму, а во всех остальных падежах — форму полутора и полутораста (полторы чашки (И.п.), полутора чашек (Р.п.), полтораста центнеров (И.п.), полутораста центнерами (Т.п.)).

Правильный вариант: Полутора стаканами, полутораста друзьям

д) числительных сорок, девяносто, сто

Девяностом тетрадям; о сороках событиях; к стам книгам

Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь две формы: Им.п. и Вин.п. — сорок, девяносто, сто, остальные падежи — сорока, девяноста, ста.

Правильный вариант: девяноста тетрадям; о сорока событиях: к ста книгам

е) собирательные числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро

Двое девчонок, семеро женщин, трое кошек

Эти числительные употребляются только:

а) с существительными, обозначающими лиц мужского и общего рода: трое братьев, двое сирот;

б) с существительными, имеющими форму только множественного числа: трое суток, двое ножниц;

в) с существительными ребята, люди, дети, лицо (в значении «человек»): пятеро подозрительных лиц, трое ребят;

г) с личными местоимениями мы, вы, они: их трое, вас пятеро;

д) с названиями парных предметов: двое носков, варежек, лыж;

е) с названиями детенышей животных: двое зайчат, четверо ежат.

ж) собирательные числительные оба-обе

К обоим старушкам, у обеих мальчиков

Обратите внимание! Собирательные числительные не могут сочетаться с существительными, обозначающими лиц женского пола и взрослых особей животных!

Правильный вариант: Две девчонки, семь женщин, три кошки

Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба сына, на обоих домах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) — только с существительными женского рода (обе подруги, по обеим колеям).

Правильный вариант: к обеим старушкам, у обоих мальчиков

З) Образование форм глагола

Поклади в сумку, ехай быстрей, я победю его

Запомните:

а) формы повелительного наклонения глаголов:
ехать — поезжай (-те); лечь — ляг (-те);

б) глагол класть употребляется только без приставки;

в) глаголы с корнем -лож- – только с приставкой (положить, выложить и т.п.)

г) не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего (будущего простого) времени глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и др. В необходимых случаях используются выражения: могу очутиться, сумею убедить и т. п.

Правильный вариант: Полозки в сумку, поезжай быстрей, смогу победить его

4) Образование форм местоимений

Посреди его, внутри них, ближе нее, ихняя судьба

а) к личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.: без Него, с Ней или после наречных предлогов вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади и др., управляющих родительным падежом: вокруг Них, сзади Него;

б) после наречных предлогов вопреки, согласно, наперекор, навстречу, соответственно, подобно, внутри и др. начальное Н не прибавляется: вопреки ему, навстречу ей;

в) после формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального Н: старше его, лучше ее.

Обратите внимание! Притяжательное местоимение их имеет только эту форму! ИХНИЙ — это ошибка!

Правильный вариант: Посреди него, внутри их, ближе ее, их судьба

5) Образование форм существительных

Варианты падежных окончаний

а) Сущ. м.р. 2-го скл.

Двое сапогов, несколько румынов, взвод солдатов, пять амперов, красивых полотенцев

Сущ. м.р. 2-го скл. с основой на твердый согласный в Род.п. мн.ч. имеют нулевое окончание, если обозначают:

1) парные предметы: варежки - варежек (но: носки — носков);

2) национальность (если основа оканчивается на Н или Р):

армяне-армян, болгары — болгар(но: калмыков, киргизов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов);

3) воинские подразделения: (отряд) партизан, гусар, солдат (но: минеров, саперов);

 

4) некоторые единицы измерения: (несколько) ампер, ватт, вольт, гран (но: граммов, килограммов);

5) а также существительные ж.р. на -ня и на -

це: башня - башен, басня - басен; блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец (но: болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев).

Правильный вариант: Двое сапог, несколько румын, взвод солдат, пять ампер, красивых полотенец

 

 

Молодые инженерА

Окончание -ы (-и) употребляется:

а)  у заимствованных существительных на -ер (-ер): шоферы;

б) у заимствованных неодуш. и одуш. сущ. на -тор, - сор: редукторы, конструкторы, инспекторы (но: директора, профессора).

Правильный вариант: Молодые инженеры

 

Кусок сырА

Окончание -у (-ю) употребляется:

а)  у вещественных сущ. при указании на количество: стакан чаЮ, ложка сахарУ (но: плантации чаЯ, запасы сахарА);

б)  у отвлеченных и собирательных сущ. в сочетании со словами много, мало: много шумУ, мало народУ.

Правильный вариант: Кусок сырУ

 

Пять апельсин, вкусных яблоков

Существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме Р.п., мн.ч. имеют окончание -ов: лимонов, баклажанов (но: яблок)

Правильный вариант: Пять апельсинов, вкусных яблок

   

Существительные ср.р . на -ье в форме Р.п., мн.ч. имеют окончание -ии: снадобье — снадобий, захолустье — захолустий (но: платьев, устьев, низовьев, верховьев)


Разберем задание

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) в тридцати тетрадях

2) ярчайшим светом

3) они хочут

4) добрых людей

В первом примере — числительное и существительное. Нарушения согласования нет: оба слова употреблены в предложном падеже правильно. Во втором случае — сравнительная степень прилагательного и существительное. Оба слова согласованы в словосочетании (творительный падеж). Форма сравнительной степени создана правильно: от прилагательного «яркий» с помощью суффикса -айш-. Третий вариант ответа — непродуктивный глагол с чередованием. Здесь ошибка! Правильная форма — хотим. В последнем примере — прилагательное и существительное в форме родительного падежа множественного числа. Форма существительного правильная. Словосочетание согласовано— множественное число, родительный падеж. Правильный ответ — 3.