В этом задании проверяется умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка. Чаще всего допускаются ошибки в образовании формы:
1) сравнительной и превосходной степени прилагательных;
2) собирательных числительных;
3) целых и дробных числительных;
4) родительного падежа числительных;
5) именительного и родительного падежа множественного числа существительных;
6) косвенных падежей личных местоимений 3-го лица после предлога и т.д.
Тип ошибки |
Примеры |
Правила и правильные варианты |
||||||||||||||
1. Образование форм различных степеней сравнения прилагательных |
Наиболее умнейший, менее красивее, самый талантливейсший и т.п. |
|
||||||||||||||
В этой таблице представлено правильное образование степеней сравнения прилагательного светлый. Если прилагательное в составной сравнительной или превосходной степени, то оно остается в начальной форме (искл. составляют случаи со словом «всех» (умнее, красивее, талантливее и т.п.). Правильный вариант: наиболее умный; менее красивый; самый талантливый. Обратите внимание! Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения! |
||||||||||||||||
2. Образование форм числительных |
||||||||||||||||
а) сложных |
Нет шестьсот рублей, о четырехсот книгах и т.п. |
При склонении у сложных числительных изменяются обе части (четырехсот (Р.п.), четыремстам (Д.п.), четырьмястами (Т.п.), о четырехстах (П.п.). Правильный вариант: нет шестисот рублей, о четырехстах книгах |
||||||||||||||
б) составных |
Тремя тысячами пятистами восьмидесятые семью |
При склонении составных числительных изменяется каждое слово (трем тысячам семистам пятидесяти двум (Д.п.), пятью тысячами восьмьюстами пятьюдесятью шестью (Т.п)). Правильный вариант: Тремя тысячами пятьюстами восьмьюдесятью семью |
||||||||||||||
в) дробных |
Четырех пятым |
При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе (трех (каких?)седьмых; пяти (каким?) девятым). Правильный вариант: Четырех пятых |
||||||||||||||
г) числительных полтора и полтораста |
Полторами стаканами, полуторастам друзьям |
Числительные полтора (ж.р. - полторы) и полтораста в Им. и Вин.п.имеют указанную форму, а во всех остальных падежах — форму полутора и полутораста (полторы чашки (И.п.), полутора чашек (Р.п.), полтораста центнеров (И.п.), полутораста центнерами (Т.п.)). Правильный вариант: Полутора стаканами, полутораста друзьям |
||||||||||||||
д) числительных сорок, девяносто, сто |
Девяностом тетрадям; о сороках событиях; к стам книгам |
Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь две формы: Им.п. и Вин.п. — сорок, девяносто, сто, остальные падежи — сорока, девяноста, ста. Правильный вариант: девяноста тетрадям; о сорока событиях: к ста книгам |
||||||||||||||
е) собирательные числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро |
Двое девчонок, семеро женщин, трое кошек |
Эти числительные употребляются только: а) с существительными, обозначающими лиц мужского и общего рода: трое братьев, двое сирот; б) с существительными, имеющими форму только множественного числа: трое суток, двое ножниц; в) с существительными ребята, люди, дети, лицо (в значении «человек»): пятеро подозрительных лиц, трое ребят; г) с личными местоимениями мы, вы, они: их трое, вас пятеро; д) с названиями парных предметов: двое носков, варежек, лыж; е) с названиями детенышей животных: двое зайчат, четверо ежат. |
||||||||||||||
ж) собирательные числительные оба-обе |
К обоим старушкам, у обеих мальчиков |
Обратите внимание! Собирательные числительные не могут сочетаться с существительными, обозначающими лиц женского пола и взрослых особей животных! Правильный вариант: Две девчонки, семь женщин, три кошки Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба сына, на обоих домах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) — только с существительными женского рода (обе подруги, по обеим колеям). Правильный вариант: к обеим старушкам, у обоих мальчиков |
||||||||||||||
З) Образование форм глагола |
Поклади в сумку, ехай быстрей, я победю его |
Запомните: а) формы повелительного наклонения глаголов: б) глагол класть употребляется только без приставки; в) глаголы с корнем -лож- – только с приставкой (положить, выложить и т.п.) г) не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего (будущего простого) времени глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и др. В необходимых случаях используются выражения: могу очутиться, сумею убедить и т. п. Правильный вариант: Полозки в сумку, поезжай быстрей, смогу победить его |
||||||||||||||
4) Образование форм местоимений |
Посреди его, внутри них, ближе нее, ихняя судьба |
а) к личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.: без Него, с Ней или после наречных предлогов вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади и др., управляющих родительным падежом: вокруг Них, сзади Него; б) после наречных предлогов вопреки, согласно, наперекор, навстречу, соответственно, подобно, внутри и др. начальное Н не прибавляется: вопреки ему, навстречу ей; в) после формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального Н: старше его, лучше ее. Обратите внимание! Притяжательное местоимение их имеет только эту форму! ИХНИЙ — это ошибка! Правильный вариант: Посреди него, внутри их, ближе ее, их судьба |
||||||||||||||
5) Образование форм существительных |
||||||||||||||||
Варианты падежных окончаний |
||||||||||||||||
а) Сущ. м.р. 2-го скл. |
Двое сапогов, несколько румынов, взвод солдатов, пять амперов, красивых полотенцев |
Сущ. м.р. 2-го скл. с основой на твердый согласный в Род.п. мн.ч. имеют нулевое окончание, если обозначают: 1) парные предметы: варежки - варежек (но: носки — носков); 2) национальность (если основа оканчивается на Н или Р): армяне-армян, болгары — болгар(но: калмыков, киргизов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов); 3) воинские подразделения: (отряд) партизан, гусар, солдат (но: минеров, саперов);
4) некоторые единицы измерения: (несколько) ампер, ватт, вольт, гран (но: граммов, килограммов); 5) а также существительные ж.р. на -ня и на - це: башня - башен, басня - басен; блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец (но: болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев). Правильный вариант: Двое сапог, несколько румын, взвод солдат, пять ампер, красивых полотенец
|
||||||||||||||
Молодые инженерА |
Окончание -ы (-и) употребляется: а) у заимствованных существительных на -ер (-ер): шоферы; б) у заимствованных неодуш. и одуш. сущ. на -тор, - сор: редукторы, конструкторы, инспекторы (но: директора, профессора). Правильный вариант: Молодые инженеры |
|||||||||||||||
Кусок сырА |
Окончание -у (-ю) употребляется: а) у вещественных сущ. при указании на количество: стакан чаЮ, ложка сахарУ (но: плантации чаЯ, запасы сахарА); б) у отвлеченных и собирательных сущ. в сочетании со словами много, мало: много шумУ, мало народУ. Правильный вариант: Кусок сырУ |
|||||||||||||||
Пять апельсин, вкусных яблоков |
Существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме Р.п., мн.ч. имеют окончание -ов: лимонов, баклажанов (но: яблок) Правильный вариант: Пять апельсинов, вкусных яблок |
|||||||||||||||
Существительные ср.р . на -ье в форме Р.п., мн.ч. имеют окончание -ии: снадобье — снадобий, захолустье — захолустий (но: платьев, устьев, низовьев, верховьев) |
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) в тридцати тетрадях
2) ярчайшим светом
3) они хочут
4) добрых людей
В первом примере — числительное и существительное. Нарушения согласования нет: оба слова употреблены в предложном падеже правильно. Во втором случае — сравнительная степень прилагательного и существительное. Оба слова согласованы в словосочетании (творительный падеж). Форма сравнительной степени создана правильно: от прилагательного «яркий» с помощью суффикса -айш-. Третий вариант ответа — непродуктивный глагол с чередованием. Здесь ошибка! Правильная форма — хотим. В последнем примере — прилагательное и существительное в форме родительного падежа множественного числа. Форма существительного правильная. Словосочетание согласовано— множественное число, родительный падеж. Правильный ответ — 3.