Морфологические нормы, задание А3 ЕГЭ, русский язык

Задание А3 ЕГЭ по русскому языку, теория

Теория к заданию А3 ЕГЭ по русскому языку. Морфологические нормы

В этом задании проверяется умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка. Чаще всего допускаются ошибки в образовании формы:

1) сравнительной и превосходной степени прилагательных;

2) собирательных числительных;

3) целых и дробных числительных;

4) родительного падежа числительных;

5) именительного и родительного падежа множественного числа существительных;

6) косвенных падежей личных местоимений 3-го лица после предлога и т.д.

Итак, повторим теорию.

Тип ошибки

Примеры

Правила и правильные варианты

1. Образование форм различных степеней сравнения прилагательных

Наиболее умнейший, менее красивее, самый талантливейсший и т.п.

Началь-ная форма

Сравнительная степень

Превосходная степень

простая

составная

простая

составная

светлый

свет-лЕЕ

более (менее) свет-лЫЙ

свет-лЕЙШий

самый светлЫЙ; светлЕЕ всех; наиболее светлый

   

В этой таблице представлено правильное образование степеней сравнения прилагательного светлый. Если прилагательное в составной сравнительной или превосходной степени, то оно остается в начальной форме (искл. составляют случаи со словом «всех» (умнее, красивее, талантливее и т.п.).

Правильный вариант: наиболее умный; менее красивый; самый талантливый.

Обратите внимание! Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения!

2. Образование форм числительных

а) сложных

Нет шестьсот рублей, о четырехсот книгах и т.п.

При склонении у сложных числительных изменяются обе части (четырехсот (Р.п.), четыремстам (Д.п.), четырьмястами (Т.п.), о четырехстах (П.п.).

Правильный вариант: нет шестисот рублей, о четырехстах книгах

б) составных

Тремя тысячами пятистами восьмидесятые семью

При склонении составных числительных изменяется каждое слово (трем тысячам семистам пятидесяти двум (Д.п.), пятью тысячами восьмьюстами пятьюдесятью шестью (Т.п)).

Правильный вариант: Тремя тысячами пятьюстами восьмьюдесятью семью

в) дробных

Четырех пятым

При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе (трех (каких?)седьмых; пяти (каким?) девятым).

Правильный вариант: Четырех пятых

г) числительных полтора и полтораста

Полторами стаканами, полуторастам друзьям

Числительные полтора (ж.р. - полторы) и полтораста в Им. и Вин.п.имеют указанную форму, а во всех остальных падежах — форму полутора и полутораста (полторы чашки (И.п.), полутора чашек (Р.п.), полтораста центнеров (И.п.), полутораста центнерами (Т.п.)).

Правильный вариант: Полутора стаканами, полутораста друзьям

д) числительных сорок, девяносто, сто

Девяностом тетрадям; о сороках событиях; к стам книгам

Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь две формы: Им.п. и Вин.п. — сорок, девяносто, сто, остальные падежи — сорока, девяноста, ста.

Правильный вариант: девяноста тетрадям; о сорока событиях: к ста книгам

е) собирательные числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро

Двое девчонок, семеро женщин, трое кошек

Эти числительные употребляются только:

а) с существительными, обозначающими лиц мужского и общего рода: трое братьев, двое сирот;

б) с существительными, имеющими форму только множественного числа: трое суток, двое ножниц;

в) с существительными ребята, люди, дети, лицо (в значении «человек»): пятеро подозрительных лиц, трое ребят;

г) с личными местоимениями мы, вы, они: их трое, вас пятеро;

д) с названиями парных предметов: двое носков, варежек, лыж;

е) с названиями детенышей животных: двое зайчат, четверо ежат.

ж) собирательные числительные оба-обе

К обоим старушкам, у обеих мальчиков

Обратите внимание! Собирательные числительные не могут сочетаться с существительными, обозначающими лиц женского пола и взрослых особей животных!

Правильный вариант: Две девчонки, семь женщин, три кошки

Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба сына, на обоих домах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) — только с существительными женского рода (обе подруги, по обеим колеям).

Правильный вариант: к обеим старушкам, у обоих мальчиков

З) Образование форм глагола

Поклади в сумку, ехай быстрей, я победю его

Запомните:

а) формы повелительного наклонения глаголов:
ехать — поезжай (-те); лечь — ляг (-те);

б) глагол класть употребляется только без приставки;

в) глаголы с корнем -лож- – только с приставкой (положить, выложить и т.п.)

г) не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего (будущего простого) времени глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и др. В необходимых случаях используются выражения: могу очутиться, сумею убедить и т. п.

Правильный вариант: Полозки в сумку, поезжай быстрей, смогу победить его

4) Образование форм местоимений

Посреди его, внутри них, ближе нее, ихняя судьба

а) к личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.: без Него, с Ней или после наречных предлогов вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади и др., управляющих родительным падежом: вокруг Них, сзади Него;

б) после наречных предлогов вопреки, согласно, наперекор, навстречу, соответственно, подобно, внутри и др. начальное Н не прибавляется: вопреки ему, навстречу ей;

в) после формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального Н: старше его, лучше ее.

Обратите внимание! Притяжательное местоимение их имеет только эту форму! ИХНИЙ — это ошибка!

Правильный вариант: Посреди него, внутри их, ближе ее, их судьба

5) Образование форм существительных

Варианты падежных окончаний

а) Сущ. м.р. 2-го скл.

Двое сапогов, несколько румынов, взвод солдатов, пять амперов, красивых полотенцев

Сущ. м.р. 2-го скл. с основой на твердый согласный в Род.п. мн.ч. имеют нулевое окончание, если обозначают:

1) парные предметы: варежки - варежек (но: носки — носков);

2) национальность (если основа оканчивается на Н или Р):

армяне-армян, болгары — болгар(но: калмыков, киргизов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов);

3) воинские подразделения: (отряд) партизан, гусар, солдат (но: минеров, саперов);

 

4) некоторые единицы измерения: (несколько) ампер, ватт, вольт, гран (но: граммов, килограммов);

5) а также существительные ж.р. на -ня и на -

це: башня - башен, басня - басен; блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец (но: болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев).

Правильный вариант: Двое сапог, несколько румын, взвод солдат, пять ампер, красивых полотенец

 

 

Молодые инженерА

Окончание -ы (-и) употребляется:

а)  у заимствованных существительных на -ер (-ер): шоферы;

б) у заимствованных неодуш. и одуш. сущ. на -тор, - сор: редукторы, конструкторы, инспекторы (но: директора, профессора).

Правильный вариант: Молодые инженеры

 

Кусок сырА

Окончание -у (-ю) употребляется:

а)  у вещественных сущ. при указании на количество: стакан чаЮ, ложка сахарУ (но: плантации чаЯ, запасы сахарА);

б)  у отвлеченных и собирательных сущ. в сочетании со словами много, мало: много шумУ, мало народУ.

Правильный вариант: Кусок сырУ

 

Пять апельсин, вкусных яблоков

Существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме Р.п., мн.ч. имеют окончание -ов: лимонов, баклажанов (но: яблок)

Правильный вариант: Пять апельсинов, вкусных яблок

   

Существительные ср.р . на -ье в форме Р.п., мн.ч. имеют окончание -ии: снадобье — снадобий, захолустье — захолустий (но: платьев, устьев, низовьев, верховьев)


Разберем задание

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) в тридцати тетрадях

2) ярчайшим светом

3) они хочут

4) добрых людей

В первом примере — числительное и существительное. Нарушения согласования нет: оба слова употреблены в предложном падеже правильно. Во втором случае — сравнительная степень прилагательного и существительное. Оба слова согласованы в словосочетании (творительный падеж). Форма сравнительной степени создана правильно: от прилагательного «яркий» с помощью суффикса -айш-. Третий вариант ответа — непродуктивный глагол с чередованием. Здесь ошибка! Правильная форма — хотим. В последнем примере — прилагательное и существительное в форме родительного падежа множественного числа. Форма существительного правильная. Словосочетание согласовано— множественное число, родительный падеж. Правильный ответ — 3.



Следующие статьи: