Задания А7-А8 ЕГЭ: текст, смысловая и композиционная целостность
- Подробности
- Категория: Задание А7
Теория к заданиям А7-А8 ЕГЭ по русскому языку. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте и средства связи
- Что необходимо знать выполняя задания А7-А8 ЕГЭ по русскому языку;
- Какие смысловые отношения между предложениями нужно понимать.
Необходимые знания к заданиям упорядочим в таблице:
Самые распространенные средства связи предложений |
Примеры |
1. Личные местоимения |
Мировой океан в любой момент может «выдохнуть» в атмосферу вдвое больше углерода, чем человек за все время индустриального развития. За последние двадцать тысяч лет он дважды «выдыхал» массу углекислоты. |
2. Указательные местоимения |
Фактически все мы живем на пороховой бочке под названием «мировой океан». К такому выводу пришли ученые под руководством специалистов из Университета Колорадо в Болдере. |
3. Притяжательные местоимения |
Эти специалисты давно занимались изучением тайн океана. Их исследования привлекают внимание ученых всего мира. |
4. Эллипсис, т.е. пропуск слов или словосочетаний, которые легко восстанавливаются из контекста |
Исследователи доказали отдельным скептикам, что в конце ледникового периода в атмосферу Земли поступило 600 млн. тонн углерода в виде углекислого газа. А всему миру — теорию о том, что мировой океан «дышит». (В этом случае эллипсис указывает на слово доказали, которое можно при желании восстановить). |
5. Вводные слова |
Во-первых, наглядным доказательством этой гипотезы служит ежегодное увеличение углерода в атмосфере именно над мировым океаном. Во-вторых, нашел подтверждение тезис о том, что вода — живая субстанция... |
6. Союзы |
Ученых поразил этот факт. Читатели тоже впервые задумались над поразительной способностью воды «дышать», подобно человеку. |
7. Синонимы (в том числе контекстные) |
Ученые пытались выяснить, откуда в атмосфере Земли в конце последнего ледникового периода появилось столько углекислоты. Исследователи рассмотрели несколько вариантов различных гипотез. |
8. Антонимы (в том числе контекстные) |
Известно, что кислород дарит жизнь, а углекислота — смерть. |
9. Наречия времени |
Ученые решили провести несколько экспериментов. Сначала поместили воду в сосуд, потом подогрели ее. |
10. Однокоренные слова |
При кипении вода выделяет пар. Водяные капелъки оседают на стенках сосуда. |
11. Частицы (чаще всего именно, только, лишь) |
«Дыхание» мирового океана может стать губительным для человечества. Именно эта проблема требует исследования и решения. |
12. Повторы: — лексические; — грамматические; — синтаксические. |
Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? Найдем лексический повтор. Это, конечно, слово кто. Грамматический повтор можно увидеть и в отрицании (частица не), и в повторе прошедшего времени глагола единственного числа несовершенного времени (любовался, восторгался, замирал). Все три предложения — вопросительные, и это синтаксический повтор. |
Между предложениями могут быть использованы сразу несколько видов связи: союз и личное или указательное местоимение, частица и лексический повтор и т.п.
Необходимо также понимать смысловые отношения между предложениями:
Смысловые отношения между предложениями |
Примеры рассуждений |
Причинные, следственные, уступительные |
(1)Веками бушующая стихия пугала человека. (ПОЧЕМУ?) (2)Молнии, бьющие с неба, несущие смерть и пожары, казались стрелами богов. (ЧТО ИЗ ЭТОГО СЛЕДОВАЛО?) (3)Их боялись, заклинали, пытались обуздать. (4)Много было сделано различных изобретений. (5) Но вопреки всем последним достижениям науки, количество жертв молний в последнее столетие неуклонно растет. (Между первым и вторым предложениями причинные отношения: стихия пугала, потому что несла смерть; между вторым, третьим и четвертым - следственные: чтобы не погибнуть, молнии следовало обуздать, поэтому «много было сделано различных изобретений»; |